обзоры

Зачем Барби к гинекологу ходила

Фильм «Барби» о продукции компании Mattel от режиссерки Греты Гервик. О скрытой рекламе в Голливуде и попытке народного фильма Нина Спутницкая

@Нина СПУТНИЦКАЯ

История раскручивается довольно бойко. Авторы действуют согласовано, фиксируют все социальные нормы современных штатов: этническое, гендерное и другие разнообразия, но в середине буксуют и сворачивают в сторону планового разоблачения комсомольца-стиляги на собрании: мол одет ярко, но так привлекателен, что отпустим с миром. Без фантазии, иронии, эротики и т.д.

И дело не в том, что Марго Робби чуть выходит за возрастные границы Стереотипной Барби, роль которой она старательно ведет на протяжении почти двух часов экранного времени. Дело в том, что от фильма с ее участием и от рассказчицы в исполнении Хелен Миррен ожидалась если не сатира, то хотя бы намек на то, что плачущая блондинка — это нечто большее, чем кукла с гениталиями, которые героиня фильма Гервиг так мечтает обрести. 

Финал разочаровывает страшно. Без него фильм о Барби имел шансы стать средненькой социальной сказкой в духе «Королевства кривых зеркал»: стереотипные злодеи, эксцентричные мужчины, нормативный мир строго отделен от мира зеркального/виртуального. Однако случилось так, что в одной песне группы «Aqua» о Барби критики и остроумия больше, чем в одном погонном метре творения Гервиг (правда, погонными сейчас не снимают, а жаль).

И между прочим,  женщине с мужем и двумя детьми снимать такое откровенно беззубое кино простительно только если знаешь, за чью сторону ты играешь. Ибо оказалось, что от пропагандистского ролика, призывающего женщин трудиться на благо общества, производя потомство (куда смотрят критики-феминистки???) «Барби» отличает только настойчивый отказ от нормативной семьи, дружбы и брендовой одежды 1990-х гг.

А что насчет репрессивных функций, которые «полая женщина» привнесла в культуру? Эта тема старательно озвучена в фильме устами школьниц в костюмах оверсайз и разбита в пух и прах. Оппоненты Барби становятся в ряды кукол и отчаянно помогают в свержении царства Кенов. Не дом, не должность и даже не пластиковый муж, но поход к гинекологу сделает тридцатилетнюю Барби женщиной.

Вообще, идея проекта «Барби» зародилась в 2014 году, когда компания Mattel начала сотрудничество с кинокомпанией Sony.  И потому фильм превращается в дорогостоящий промо-ролик с элементами байопика о самой противоречивой игрушке ХХ века. Ведь сегодня на вознесенные над землей пятки Барби наступают Мокси и разнообразные азиатские виниловые девочки.

Задача фильма — не рассказать историю, а заколотить зрительницам всех возрастов, до которых создатели дотянутся, банальную скрытую (и не очень) рекламу. Да, и к тому же, совсем даже не защищая патриархат: такое кино могла снять лишь конъюнктурно чуткая режиссёрка, которая не берет в голову, что в кинотеатре рядом с потребительницей продукции Mattel может оказаться мужчина, который вырос на фильмах Сталлоне.

Зато в пику зефирному миру «Барби» Гервиг решен условно-американский мир в эпизоде «Стражей галактики-3». Вот это, пожалуй, лучшее, что выпустил Голливуд летом 2023-го

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *