Истоком сюжета оскароносного анимационного «Энканто» стала история травмированной гражданской войной и вынужденным переселением Альмы Мадригал
@Нина СПУТНИЦКАЯ
Истоком сюжета оскароносного анимационного «Энканто» стала история травмированной гражданской войной и вынужденным переселением Альмы Мадригал (Мария Сесилия Ботеро), эволюцию которой от юной женщины, матери-защитницы до растерянной, но крепко любящей старухи авторы представили весьма лаконично.
Пятьдесят лет назад магическая свеча подарила молодой вдове кров, магию и сделала ее дом центром общины. Все отпрыски Мадригал наделены особым даром, который призван укреплять очаг и служить людям: один наделен силой, другой может управлять погодой, остальные — заполнять все вокруг цветами, готовить удивительные блюда или понимать язык зверей. Благодаря магии затерянная в горах Колумбии деревушка Энканто расцвела. И только перед внучкой Альмы Мирабель — главной героиней фильма, Дверь даров не открылась. И по мере того, как девушка переживает свою ординарность, магический Дом дает трещину.
Авторы выписывают прошлое в серии сдержанных картин, которые бесцеремонно сметает жизнерадостное кружение юбки Мирабель. Повествование герметично, и центром его становится вилла Касита: узорчатые дверные проемы, подернутые магическим светом, окна, приветливо машущие створками. Домочадцев каждый день приветствуют блестящая плитка и ловко приплясывающая черепица. Трепетно любимый Мирабель Дом — предел ее мечтаний, центр повествования, он обладает собственной индивидуальностью, как в свое время дом гномов, оказавшийся под опекой Белоснежки или замок из «Красавицы и чудовища». Сотканная из тропических красок, Касита непредсказуема и гостеприимна, но под контролем властной дамы она не превращается в сюрреалистическое жилище.
С «Энканто» возвращается в диснеевский мир качественный мюзикл: корзины с бельем помогают Мирабель разучить танцевальные па, а кухонная утварь — проявить ловкость в ежедневной рутине. Пышный как цветастые наряды героини с щедрыми оборками и украшенными причудливой вышивкой карманами Дом стал для всех розово-сиреневым раем. Здесь неравнодушно все, от тапочек и скрипящих половиц до мальчишеской спальни, вмещающей удивительный ландшафт: горы и леса, ставшей прибежищем для птиц и зверей, родственников и соседей. Авторы реализовали и запрос на этническое разнообразие: представители различных рас являются членами одной семьи, (но озвучены известными колумбийскими и латиноамериканскими актерами). И хотя семья Мадригаль — итог мультикультурной политики, в рамках дома реализуется и бинаризм: грациозная Изабель и великая Луиза; прямолинейный Бруно и деликатный отец Мирабель.
Чудесные огоньки пламени волшебной свечи имеют больше значения для мира фильма, чем тайны прошлого, а матриархальная модель и низведение мужчин в этой вертикали забавно, но лишено яда. Фильм напоминает о том, что, магический реализм не стареет, как не стареет гордость колумбийцев за непревзойденного «Габи» Гарсиа Маркеса.
Однако история о волшебных дарах превращается в гимн нормативности. Если для Альмы семья была ответственной работой, которой она отдавала всю себя более сорока лет: минимум креатива, максимум надежности, то для ее внучки — это зона принятия себя и близких. «Ты сама — уже чудо» — говорила бабуля Мирабель ей в детстве, и эти слова, как и «мантра» «Пусть не одаренная, зато особенная!» — которую твердит себе девушка, — резюмируют основную мысль фильма. Именно благодаря таким как новая героиня «Диснея» вилла устоит на месте. Ведь Касита — незамысловатая метафора идеальных США, радостного дома манящего аттракционами, который не только предоставляет убежище лишенным, но и на каждом шагу подстраивается к потребностям своих обитателей.