обзоры

Найти свое место

Венгерский документальный фильм «Святая дилемма» Джулианны Угрин и Мартона Визкелетти о вере, служении и промысле. Что важнее — быть честным с самим собой и Богом или потакать ситуации и людям?

@Елена УЛЬЯНОВА

Венгерский документальный фильм «Святая дилемма» Джулианны Угрин и Мартона Визкелетти о вере, служении и промысле российские зрители могли видеть на МКФ Doker. Первый титр фильма «Святая дилемма» — католические священники дают обет безбрачия — несколько настораживает. После начальных кадров, где дети радостно рисуют «работу» папы-священника, но при этом старшая говорит, что это секрет, в голове всплывает старый анекдот про православного и католического священника, разница между которыми в том, что у первого пеленки сушатся перед домом, а у второго — на заднем дворе. Потом на экране появляется отец Роби Полгар, и все это отходит на второй план. 

Авторы и герой ведут нас за собой, мы оказываемся внутри очень непростой ситуации и сложной дилеммы — семья и Церковь. По канону семьи быть не должно, но она есть, и есть замечательный священник, который горит своей верой и своим приходом. Он знает всех и каждого, их нужды и чаяния, они для него — родные люди, как и он для них. Отец Роби не просто священнослужитель, он устраивает детский лагерь, играет в футбол с прихожанами, учит подростков пению и игре на гитаре. Это днем. А ночью спешит домой, к собственным детям, которые тоже его любят и по нему скучают. Им не хватает папы. И никто из них не может открыто говорить об этом — ни он, о том, что у него дети, ни они — о том, что папа священник. Канон запрещает.

Ситуация возникла не вчера, но чем дальше, тем больше она мучает отца Роби. Совесть его мучает, потому что живет двойной жизнью, обманывает всех. И он решает порвать этот порочный круг.

Решение дается тяжело, мы слышим разговор священника с главой общины, видим слезы на глазах отца Роби, когда он сообщает, что решил оставить сан, совету прихода. А потом — улыбку на его лице, потому что стало легче. Не надо больше обманывать и скрываться.

Многие его не понимают — он не один в такой ситуации, и в других городах есть семейные католические священники, и они остаются в приходах. А тут — снял сан, лишился того, что единственное он умел в жизни. Его спрашивают — почему? И мы понимаем — по совести. Можно упрекать отца Роби во многом, но за то, что он поступил по совести, многое ему прощается. 

И еще один момент, который не могу не озвучить — отца Роби осуждают прихожане, но не за то, что он нарушил обет и завел семью, а за то, что ушел из прихода. Большинство из них считают, что было бы правильнее просто привезти семью на приход и оставить все, как есть. «Он же хороший священник — что такова?», — рассуждает тетушка средних лет.

И епископ тоже закрывал глаза на ситуацию — Роби честно рассказал ему все, получит епитимью на три дня и обещал только материально помогать семье. Но именно в этот момент рождается Пауло — третий ребенок Полгаров, то есть, ничего не изменилось. Епископ знал об этом, но предпочитал делать вид, что все нормально. Его же любят на приходе, пусть остается, а остальное можно не замечать.

Сам Роби тяжело переживал уход на светскую работу, он считал, что это — не то, что он может и должен делать. Да, в конечном итоге ему повезло, сняв сан, Роби Полгар не потерял смысл жизни — он стал мэром того городка, где служил, и продолжает делать все для людей. Но на самом деле это проблема очень сложная — люди и Бог, Церковь и семья, жертвенность. 

Принимая целибат, мужчина жертвует Богу свое мужское начало, если можно так сказать. Но нужна ли такая жертва, правомерна ли она? Последний титр о том, что многие католические священники имеют тайные семьи, заставляет задуматься…

Фильм удивительной — своей темой, героем, бережным отношением автора к герою. Режиссер наблюдает за происходящим — не давая оценки, не осуждая, не читая нотаций. Автор уважает своего героя и его выбор, а каждый зритель должен вынести из увиденного свое. Операторская работа, звуки, музыка — все работает на это, создавая полную картину жизни отца Роби во всех его ипостасях. Он делится с нами своей историей, и мы видим силу духа этого человека, его цельность и чистоту, потому что он принял очень сложное решение, но, мне кажется, единственно правильное.

Впрочем, было еще одно — перейти в Православие. Да, тогда бы он получил другой приход, но не оставил служение. Это очень трудный и, мне кажется, страшный выбор для священника — лишиться сана, но, с другой стороны, герой фильма поступил честно. 

Среди вопросов, заданных зрителями после показа, был и о возможности принятия Православия, но режиссер сказал, что Роби хотел остаться в лоне Римско-католической Церкви и иного для себя не рассматривал. А жаль.

СВЯТАЯ ДИЛЕММА / Holy Dilemma

Венгрия, Германия, док., 2022, 91 мин.

Авторы сценария и режиссеры Джулианна Угрин, Мартон Визкелети

Оператор Мартон Визкелети

Композитор Чаба Калоташ

Производство: Corso Film, HBO Max Central Europe, Éclipse Film

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *