обзоры

Оставь диадему на тумбочке

В российский онлайн прокат выходит фильм «Однажды в Ла-Рое» довольно смелый эксперимент режиссёра-дебютанта с жанром техасского камерного боевика со смыслом

@Максим КАЗЮЧИЦ

В российский онлайн прокат кинокомпания «Вольга» выпускает фильм «Однажды в Ла-Рое», довольно смелый эксперимент режиссёра-дебютанта Шэйна Эткинсона с жанром техасского инди боевика со смыслом. Надо отдать должное постановщику, он решился работать с материалом, который до того стал основой «Старикам тут не место», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и многим другим. Сценарий написал сам Эткинсон, главную роль сыграл исполнительный продюсер Джон Магаро.

Истории неудачников, не королей, не королев и не альф я нахожу куда более интересными, чем истории о красивых людях, у которых есть всё. Мне трудно смотреть многие из них, потому что я думаю: «Ну, и что не так с твоей жизнью? У тебя же есть всё!» А такие «не-» персонажи больше всего откликаются у меня самого, — исполнительный продюсер, исполнитель главной роли Джон Магаро.

Городишко в Техасе. Отсутствие многоэтажности. Одноэтажный Ла-Рое больше напоминает декорацию для «Блефа Кугана», которую затем перестроили для «Старикам тут не место», а после простоя в Ковид отдали для инди проекта. Хотя, с другой стороны, Ла-Рое чем-то напоминает Дум-таун, старательно построенный для ядерных испытаний, но те как-то не заладились. Здесь все фанерное, и все борьба с жанром. Сюжет при всей камерности вышел довольно заковыристым.

Главный герой, о таком в 30-е говорили, что это соль земли, и его мог сыграть, скажем, Гэри Купер («Познакомьтесь с Джаном Доу»). В 60-е такой герой мог проводить взглядом из своего магазинчика скобяных товаров Джека Николсона, протарахттевшего по автобану куда-то на своем «Харлее». Во времена индустриального кризиса и всяких разочарований американцев в 70-е таких персонажей обычно исполнял Дастин Хоффман («Полуночный ковбой»). К 1990-м усталость жанра и постмодерн сделали свое дело, и пустынные дороги да городишки Техаса стали обиталищем, помимо перекати-поле и сурикатов, авторского дискурса.

Рэй из Ла-Рое — жалкий терпила. И дело даже не в том, что жизнь его жены Стейси-Лин пуста, и единственное светлое событие — диадема местной королевы красоты, бижутерия из прошлого. Дело не в продолжительной измене с братом Рэя Джуниором, и не в том что Рэй сорок с лишним лет управляет одним и тем же супермаркетом, а Джуниор обворовывает своего партнера.
Дело также не в том, что Рэй совсем не кстати узнал обо всем от частного детектива Скипа, который бесплатно выследил и сфотографировал Стейси-Лин в местном отеле с почасовой оплатой. Дело в другом, в том, что Стейси-Лин открыть салон красоты хотела.
Впрочем и здесь великий американский неудачник был неудачлив своей особой неудачливостью, составив полную противоположность успешности народного олигофрена Америки Форреста Гампа. Его принимают за киллера и дают задаток. Впрочем, Рэй долго ездит следом за «мишенью», о которой следует позаботиться. Зачем он следит за нею? Какие мысли роятся в его вовсе не пустой голове? Как говорил Паратов в «Бесприданнице», слово купеческое посильнее стальных или каких-то там оков. Вот и слово совладельца супермаркета из Техаса тянет его в авторское кино.

Ружье, вернее «Смит-и-Вессон», купленный для самоубийства, выстрелил рановато, в первом акте, когда «мишень», — здоровенный и рассвирепевший мужик, — сам залез к Рэю в машину и стал душить. Однако ни контракта, ни денег не дождался Гэри, настоящий киллер, который всю жизнь следовал лишь одному, зато какому, правилу: всегда доводить до конца. Такие принципы из большого города в городке с явным недостатком человеческих ресурсов привели примерно к тем же последствиям, что и в «Герое-одиночке» (Last Man Standing). Если трупы тут не так заметны, то это лишь потому, что они квалифицированно рассеяны на местности.

Итоги эксперимента оказались ожидаемо авторскими, в живых остались Стейси-Лин и Скип, в последний раз они повстречались на проселочной дороге. Частный детектив держал путь в полицейский участок, чтобы вернуть деньги, а она — с диадемой, без мужа возвращалась домой. А могла бы оставить на тумбочке.

ОДНАЖДЫ В ЛА-РОЕ / LAROY, TEXAS
 
Дата релиза в России: 16 апреля 2024
Жанр: триллер, комедия
Режиссер, автор сценария: Шэйн Эткинсон
Оператор-постановщик: Минцзюэ Ху
Художник-постановщик: Р. Тайлер Эванс
Композиторы: Дэльфин Малоссена, Рим Лоуренс, Клеман Пейфер
В ролях: Джон Магаро, Стив Зан, Дилан Бейкер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *