новости кино обзоры

«Овдовевшая ведьма» / THE WIDOWED WITCH и миф в кино

«Овдовевшая ведьма» / THE WIDOWED WITCH (2018), режиссер Цай Чэньцзе (Китай) яркий пример символизма в современном кино Китая.

 

@Максим Казючиц

Символизм, аллегория, магический реализм в кино сегодня вновь популярны. Достаточно вспомнить имена Ким Ки-дука, Лава Диаса или Вонга Карвая. Эти режиссеры создали Вселенные фильмов, в которых тесно переплелись национальные культуры, глубокое чувство символа и своеобразной визуальной поэзии. Несколькими десятилетиями раньше писателей из Латинской Америки и Японии также подарили Западной культуре причудливые образы магического реализма. Гарсия Маркес, Хулио Кортасар, Харуки Мураками и другие — возможно, именно их воображение, персонажи и истории вновь открыли путь магическому реализму и символизму в кино.
«Овдовевшая ведьма» / THE WIDOWED WITCH (2018), режиссер Цай Чэньцзе (Китай) — один из ярких примеров символизма в современном кино Китая. Фильм получил приз за лучший игровой фильм и приз ФИПРЕССИ — оба на МКФ Меридианы тихого-2018.  Эту кинокартину можно в полной мере назвать самой быстрой работой в кино. Он был снят в течение всего лишь 30 дней, большая часть персонажей были сыграны непрофессиональными актерами. Режиссер использовал черно-белое изображение и неширокоэкранныймформат кадра с соотношением сторон 4:3, которое бывает у обычного телевизионного экрана, для того чтобы создать эффект документального кино или даже “home video”. История фильма создана в стиле китайских народных сказок и кажется очень простой. Главная героиня Эр Хао теряет мужа во время пожара. Дом и скарб сгорели, и вдова отправляется собирать долги. Разумеется, ей приходится пройти через все испытания женщины, которая осталась одна в патриархальной стране. В больнице ее насилует собственный дядя. Но деревенские женщины называют ее блудницей и пытаются прогнать из деревни. Все должники мужа, как и следовало ожидать, позабыли о своих обязательствах. Небольшой минивэн, который она вернула себе с огромным трудом, — вот всё, что осталось у нее от прежней жизни.
Событие, обозначающее переход истории в пространство метафоры, — случайное происшествие с одним из должников погибшего мужа. Внезапно он заболел — остеохондроз шеи — после того, как отказался Эр Хао отдать долг. Возврат долгов — лучшее лекарство, во всяком случае так рекомендовал пришедший к нему во сне покойник. Долг вернули, шея перестала болеть. Эр Хао быстро приобретает репутацию ведьмы. После нескольких удачных приворотов она и сама начинает верить в свои магические способности. Собственно говоря, именно это решение — согласиться с мнением толпы и стать тем, кем ты не являешься на самом деле — становится началом трагедии.
Ее искусство не приносит счастья ни одному человеку. Ее дядя Сы Е, парализованный старик-инвалид, начинает ходить благодаря ей. Однако он погибает в результате несчастного случая, упав с крыши. Эр Хао понимает, что Если бы я не исцелила его, говорит героиня, он не смог бы залезть на крышу и упасть с нее. Кульминация  истории — смерть мальчика, племянника ее мужа, который всегда сопровождал ее и был единственным родным человеком.
Символизм фильма заключается не только в обманчиво простой истории или персонажах, обманчиво примитивных, словно пришедших из средневекового бурлеска. События реалистические и сказочные перемежаются друг с другом как у Маркеса.
Эр Хао встречает в лесу белую лисицу, затем на том же месте встречает мертвого ребенка в белой шубе. Этот символ предрекает близкую смерть ее племянника. В конце фильма Эр Хао осознает ужас ситуации: она жила по тем правилам, которые для нее создали окружающие ее люди, в большинстве малообразованные, готовые неистово поклоняться ведьме или иному идолу или убить и уничтожить своего кумира, если он больше не может помогать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *