В российский прокат выходит новый фильм Мари Кройцер «КОРСАЖ», отмеченный в Каннах.
@Максим КАЗЮЧИЦ
В российский прокат выходит новый фильм Мари Кройцер «КОРСАЖ», отмеченный в Каннах. Кинопрокатная компания «Russian World Vision» представляет драму о легендарной Елизавете Австрийской / Сисси. Надо сказать, что образ красавицы и бунтарки, недвусмысленно заявившей свою фем повестку, стал культовым в европейской культуре. Кинобиография Елизаветы вкупе с биографией дома Габсбургов, разные этапы ее жизни, очень своеобразный стиль, – все это достаточно стабильно воспроизводилось на экране. Для сравнения, в знаменитой трилогии Эрнста Маришки Сисси сыграла Роми Шнайдер.
Мари Кройцер довольно однозначно высказывалась о месседже проекта: трагедия просвещенной женщины в мире, который вовсе не готов оценить ее таланты и принять. Однако такое заявление, немного перебравшее с конъюнктурой смог дополнить гораздо красноречивее актерский состав, профессионализм постановки, замечательные костюмы и интерьеры, да и концепция фильма на поверку оказалась гораздо интереснее, чем заявления самой Кройцер.
Темп фильма выдержан в лучших традициях медленного кино: выбран созерцательный ракурс, камера внешне бесстрастно наблюдает за саморазрушением героини. Картина начинается символически: императрица лежит в медной ванне, задержав дыхание ради того, чтобы приучить себя падать в обморок по собственному желанию (читай: когда ей прискучит присутствовать на очередном приеме в качестве предмета роскоши, дополняющего величие супруга). Ее мир показан максимально подробно: к середине фильма уже ясно, что любит и чего избегает императрица.
Историческая канава в фильме Кройцер, скорее, является контекстом, в котором разворачивается психодрама женщины, не желающей примириться с традицией, сославшей ее в дальние дворцовые покои, подальше с глаз. Не случайно интертитры по ходу сюжета лаконично обозначают места действия, которые не слишком отличаются друг от друга. Но главный элемент фильма — не ритм, не темп и не наблюдение, а пространство. История, которая разворачивается, — рассказ об утрате пространства свободы, буквально. В этом смысле «Корсаж» о том, как человек теряет место: место при дворе, место в семье, место в сердце своих детей, место в сердце мужа, список можно продолжить.
Корсаж, ежедневный элемент костюма, требующий утягивания, ставшего ритуалом, — символ пространства свободы, которое оставил женщине мир.
«Дело было не только в том, что я могла есть лишь жидкости, такие как супы или смузи. Это тесное сжатие также влияло на мои эмоции. Когда я надевала и зашнуровывала его, мне сразу становилось плохо, а когда снимала, чувствовала себя счастливой и могла смеяться. Возможно, это еще и потому, что корсет сильнее всего давит на диафрагму. Я где-то читала, что это вместилище наших эмоций. Осознание влияния, которое ношение корсетов оказывало на женщин в те времена, было действительно захватывающим физическим опытом», — Вики Крипс, исполнительница главной роли.
Основная канва байопика в фильме сохранилась, правда, без особых подробностей, что понятно. Для 40-летней Елизаветы, признанной красавицы, восхищавшей Европу, время попросту остановилось: мир герметичен и закупоривается все сильнее. Она протестует отчаянно — против мира, который отказывается дать ей, женщине, иное свободное место, кроме рождения детей, домохозяйки или предмета роскоши. Бунтующую Сисси не принимает даже любимица-дочь и говорит, что стыдится матери.
Впрочем, в фабуле не будет по-настоящему трудных испытаний, которые реальной императрице еще предстоит пережить — самоубийство сына, наследника престола. Не будет здесь и трагической нелепой гибели от заточки итальянского террориста. Режиссер отступает от фактической канвы и дает Сисси возможность сделать символический жест, несколько клишированный, с несколько навязшего на зубах носа морского лайнера. Хотя дело вкуса. Для европейского кино, которое вслед за Голливудом слишком свободно сегодня обращается с фактами, «Корсет» на удивление деликатно обходится с историей и культурой. А Сисси удается заявить миру о своем бунте, практически не выходя за границы этикета дома Габсбургов. Почти двухчасовой фильм приятно смотреть, это аккуратный проект от костюмов и интерьеров до прекрасной работы Вики Крипс, получившей приз в номинации Особый взгляд Каннского кинофестиваля — за лучшую женскую роль.
Корсаж / Corsage
Жанр: драма, биография, исторический
Режиссер: Мари Кройцер
Сценарий: Мари Кройцер
Страна: Австрия, Франция, Германия, Люксембург
Год: 2022
Язык: немецкий
Хронометраж: 113 минут
В главных ролях: Вики Крипс («Остров Бергмана», «Призрачная нить», «Время»), Флориан Тайхтмайстер («Убийство по Фрейду», «Дневник Анны Франк», «Караваджо»), Колин Морган («Мерлин», «Белфаст», «Корона»)
а также: Катарина Лоренц, Джинн Вернер, Альма Хасун, Мануэль Руби, Финнигэн Олдфилд и др.
Возрастное ограничение: 18+