«Чип внутри меня», новый документальный проект Юлии Киселевой теперь доступен в онлайн кинотеатре KION. История о нейроимплантах, личном выборе и высоких технологиях.
@Максим КАЗЮЧИЦ
Новый проект Юлии Киселевой с частичным финансированием Минкульта РФ, несмотря на суровые времена, собрал свою долю призов на международных фестивалях — приз за «выдающиеся достижения» «Cult Critic Movie Awards» (Индия, 2022), финалист Stockholm City Film Festival (Швеция, 2022), скромнее на родине — фильм открытия фестиваля FUTURE.DOC (Россия, 2022).
Юлия Киселева снимает документальное кино давно и успешно: она обладатель премий «ТЭФИ-регион», «ЛАВР», Европейской Академии научного кино и др. Темы современных исследований мозга, специфических нарушений и экспериментальных технологий, компенсирующих эти нарушения, появляются и в других ее фильмах: «Мозг. Вторая Вселенная» (2017), «Мозг. Эволюция» (2019), «Робот, я люблю тебя?» (2021), которые снимались как независимые проекты или с частичным госфинансированием.
Герои «Чип внутри меня» — люди, живущие с имплантатами. Решение о нейрохирургической операции с вполне реальными необратимыми последствиями все они приняли сами, сделав выбор и подписав соответствующие уведомления об ответственности. У каждого из них заболевания на сегодняшний день неизлечимые — мышечная дистрофия, болезнь Паркинсона, банальная бытовая травма с нейрофизиологическими последствиями, да мало чего еще. Возраст от 60 до 2-х лет.
Фильм особенно интересен своей главной идеей — реальная помощь людям здесь и сейчас возможна, каковы же ее последствия, этого не знает никто. Приятно также видеть, что отечественная медицина, по крайней мере на момент съемок фильма, находится на гребне технологической волны. Консультанты и спикеры фильма — одни из ведущих специалистов в отрасли, сами операции проводились в рамках государственной экспериментальной программы.
Кейс с имплантацией микрочипов — одна из многих историй нашего мира, где технологии все более тесно связаны с человеком. Поэтому разные страны реагируют на технологии эти по-разному: разрешают, запрещают, ограничивают. По этой дороге проходили и генетика, и эмбриология, и многие другие новые научные направления. Нового здесь ничего нет. Применять или не применять, остается — пока еще — личным выбором. И если что-либо не делается в одной стране, это может быть сделано где-нибудь еще.
Перед автором была поставлена непростая профессиональная задача — уместить в одном проекте целый пул тем: это и продвижение отечественных передовых технологий, и развенчание мифов о чипировании и тотальном контроле над личностью, это и оперативная помощь людям, у которых попросту нет времени дожидаться какой-либо морально-этической санкции сверху, это и попытка оценить мировой контекст (полемику зарубежных специалистов). Как правило, зарубежный формат для таких фильмов: одна-две проблемы на проект при хронометраже до двух часов (например, у Алекса Гибни). Юлия Киселева уложилась в пятьдесят минут с небольшим.
Опасности запутаться в этом нагромождении творческих задач, а быть может и прямых директив, технически сложного для восприятия материала режиссер сумела избежать, остроумно разбросав научные штудии и прения между историями героев-пациентов. Чтобы интерфейс проекта стал еще более дружественным, на помощь пришла инфографика и анимация.
При некоторых деликатных вопросах, возникающих при демонстрации в фильме технологий отечественных, но изрядно компенсированных зарубежными (разработки компании Илона Маска), получилась хорошо читаемая история. Шлейф из истеричных клише массовой культуры, светлых, безусловно, грез правительственных структур, со времен холодной войны интересовавшихся контролем мозга и стимуляцией центров удовольствий ради выращивания законопослушного электората остается и никуда не денется. А за этим шлейфом — экзистенциальная ситуация для человека наедине с болезнью, который должен сделать выбор. Яна, героиня проекта, пошутила даже: если что-то пойдет не так, всегда есть план Б, — зато ничего больше болеть не будет. Но нашим героям повезло.
Фильм можно посмотреть в онлайн-кинотеатре KION.