анонс

Хиросима, любовь моя — в прокате

2 июня впервые в российский прокат выйдет культовый фильм «Хиросима, любовь моя» режиссера Алена Рене

2 июня впервые в российский прокат выйдет культовый фильм «Хиросима, любовь моя» режиссера Алена Рене («В прошлом году в Мариенбаде», «Мой американский дядюшка») по сценарию известной французской писательницы Маргерит Дюрас («Сюзанна Андлер», «Любовник»). Картина выйдет ко Дню Рождения Алена Рене, которое отмечается 3 июня 2022 года, режиссеру в этот день исполнилось бы 100 лет.

Фильм должен был бороться за “Золотую пальмовую ветвь” на Каннском кинофестивале 1959 года, но был снят с конкурса, чтобы не обидеть американцев – тема атомных бомб тогда была под запретом. Тем не менее, картина получила приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), а позднее номинировалась на “Оскар” за лучший сценарий и стала классикой французской “новой волны”.

На момент съемок Ален Рене был известным документалистом и собирался снимать о Хиросиме документальный фильм. Однако режиссер столкнулся с невозможностью выразить все возникшие мысли и чувства в документальной картине. Именно потому, что Хиросима никогда не расскажет о катастрофе устами собственных жертв, Рене отказался от идеи документального фильма в пользу игрового. Он снимет кино о невозможности запечатлеть уничтожение Хиросимы. Режиссер «переводит» историю Хиросимы в рассказ и, что особенно важно, на языке запретной любви, которая бесконечно идеализирует, «доводит до ума» предмет собственной страсти. Изначально планировалось, что сценарий напишет Франсуаза Саган, однако писательница отказалась. Пришедшая на ее место Маргерит Дюрас по просьбе Алена Рене затронула в фильме тонкую тему запретной любви во время войны. Это породило много скандалов и неоднозначных отзывов среди критики. Послевоенное общество восприняло картину довольно остро, ведь по сюжету молодая француженка изменяет «родине» с немецким оккупантом.
Фильм имеет достаточно сложную структуру. Связь прошедшего и настоящего, зыбкий мир воспоминаний и чувств Рене показывает с помощью голосовой полифонии, музыкальной структуры сюжета, поэтических ассоциативных ходов, ярких контрастов и игры светотени, свободных переходов от воображаемого к реальному, от документального к игровому. Фильм стал громким словом в области новаторского киноязыка, не в последнюю очередь благодаря монтажу Анри Кольпи и операторской работе Саши Вьерни и Митио Такахаси

«Хиросима, любовь моя» – одна из самых пацифистских картин в кинематографе. Это глубокая история о личной боли, которая дает понимание боли вселенской. Два человека пережили каждый свою трагедию, разную по масштабу, но сопоставимую по силе. Пройдя свою внутреннюю Хиросиму, они стали способны почувствовать боль целого народа.
Фильм относится к периоду французской “новой волны”, но при этом сильно выделяется серьезностью своей темы – ни одна другая картина этого периода не рассматривает последствия разрушительных исторических событий, как «Хиросима, любовь моя».

Думаю, через пару лет, через десять, через двадцать или тридцать лет мы узнаем, была ли «Хиросима, любовь моя» самым важным фильмом со времен войны, первым современным фильмом звукового кино, — Эрик Ромер, режиссер.

Картина оказала сильное влияние на мировой кинематограф. Своеобразный эксперимент Рене по “разрушению” временной структуры открыл кинематографистам свободное от линейности повествование. Вместе с монтажером Анри Кольпи, с которым двумя годами позже Рене сделает не менее знаковый «В прошлом году в Мариенбаде», режиссер внес значительный вклад в киноязык, повлиявший на многих кинематографистов, от Тарковского до Вонга Кар-Вая. Так, когда продюсер Анатоль Доман сказал: «Я видел все это раньше в ”Гражданине Кейне», фильме, который нарушает хронологию и обращает вспять течение времени», Рене ответил: «Да, но в моем фильме время разбито вдребезги». Такой подход режиссера и оказанное им влияние нередко сравнивают с Сергеем Эйзенштейном.

АЛЕН РЕНЕ О КАРТИНЕ

Ален Рене уверял, что его фильм выстроен на четком алгоритме. Вместе с тем, говоря о восприятии фильма зрителем, он отрицал пессимистическую трактовку.

Я изложил Маргерит алгебраическую концепцию произведения. Если показать „Хиросиму“ с помощью диаграммы, обнаружится близкая к музыкальной партитуре квартетная форма: темы, вариации на начальную тему, повторы, возвраты назад, которые могут показаться невыносимыми для тех, кто не принимает правила игры в этом фильме. На диаграмме было бы видно, что фильм сконструирован как треугольник, в форме воронки»… „Хиросима“ не приводит к ощущению невозможности жизни… То, что „Хиросима“ показывает страдающих людей, не значит, будто это — пессимистический фильм. Жизнь не всегда радостна, но, по крайней мере, прожитые моими героями 48 часов стоят десяти лет видимого счастья, которое на самом деле — только летаргия. Самое страшное — небытие, пустая жизнь хуже страдания, — Ален Рене, режиссер

О СОЗДАТЕЛЯХ

Ален Рене – французский режиссер игрового и документального кино, один из мэтров французской «новой волны». В 1940-1950-х поставил ряд документальных фильмов о великих художниках, искусстве, проблемах мира и войны. Среди фильмов этого периода: «Ван Гог» (1948, «Оскар», Премия на МКФ в Венеции), «Статуи не умирают» (1952, Премия им.Виго), «Ночь и туман» (1956, Премия им.Виго, Гран-при французского кино) и др. Первый полнометражный художественный фильм «Хиросима, любовь моя» (1959, Премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) стал новаторским по монтажу, киноязыку и полифонии сюжетных линий. Следующий фильм режиссера «В прошлом году в Мариенбаде» (1961, «Золотой лев» на МКФ в Венеции) отличает поэтическая стилистика, авангардизм в подаче. В совершенно другой реалистической стилистике снята лента «Мюриэль, или Время возвращается» (1963, Приз на МКФ в Венеции). Среди значительных работ Алена Рене — «Провидение» с участием Дирка Богарда (1977, 7 «Сезаров»), «Мой американский дядюшка»(1980, Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), «Любовь до смерти» (1984), «Курите, не курите» (1993, «Серебряный медведь» на МКФ в Берлине), «Сердца» (2006, премия на МКФ в Венеции) и др. Кинематограф Алена Рене отличается сложностью, многозначностью, использованием неожиданных подходов к изображению, таких как «поток сознания», ретроспекция. В тоже время широкое использование поэтичности и документальной точности, зашифрованности происходящего на экране. В каждом фильме Ален Рене находил новые подходы, реализовывал свои эксперименты с киноязыком.

Маргерит Дюрас – французская писательница, сценарист, режиссёр и актриса. Награждена призом «Серебряный Медведь» Берлинского кинофестиваля («Дети»), номинировалась на премию «Оскар» за лучший сценарий («Хиросима, моя любовь»). Автор пьесы «Сюзанна Андлер», по которой в 2020-ом был поставлен одноименный фильм с Шарлоттой Генсбур.

Эмманюэль Рива – французская актриса. «Хиросима, моя любовь» – ее дебют в полнометражном кино, практически сразу сделавший актрису звездой. Спустя полвека австрийский режиссёр Михаэль Ханеке утвердил Рива на роль умирающей учительницы музыки Анн в драме «Любовь». Эта роль возродила её популярность за границей Франции и принесла несколько призов, включая премию Европейской киноакадемии и BAFTA за лучшую женскую роль. Впервые в своей многолетней карьере актриса была удостоена номинации на «Оскар». Снималась в кино вплоть до своей смерти в 2017-ом.

Эидзи Окада – японский актер. Был одним из первых японских актеров послевоенного поколения, который получил международную известность, сыграв в таких фильмах, как «Хиросима, моя любовь» и «Женщина в песках» режиссёра японской новой волны Хироси Тэсигахары (1964). На момент съемок в «Хиросиме» не знал французского и был вынужден заучивать реплики на слух. 

Анри Кольпи – французский кинематографист, режиссер и монтажер. Одна из видных фигур французского послевоенного кино. Кольпи в основном работал как монтажер (в тридцати фильмах, из которых наиболее известны «Хиросима, любовь моя» (1959) и «Прошлым летом в Мариенбаде» (1961). Наиболее широко Кольпи известен как режиссёр фильма «Столь долгое отсутствие» (1961), выигравшего «Золотую пальмовую ветвь» 14-го кинофестиваля в Каннах.

Саша Вьерни – французский кинооператор, снявший такие шедевры мирового кинематографа, как «Хиросима, любовь моя», «В прошлом году в Мариенбаде», «Дневная красавица», «Отсчет утопленников», «8 1/2 женщин» и др.

Хиросима, любовь моя / Hiroshima mon amour

Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Ален Рене
Сценарий: Маргерит Дюрас
Страна: Франция, Япония
Год: 1959
Хронометраж: 91 минута

 

В главных ролях: Эмманюэль Рива («Любовь», «Три цвета: Синий», «Леон Морен, священник») и Эидзи Окада («Женщина в песках», «Чужое лицо», «Молчание»), 

а также: Стелла Дасас, Пьер Барбо, Бернар Фрессон, Мойра Листер

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *