новости кино обзоры

Его сотрут, но это не точно

5 августа в прокат выходит футуристическая комедия «Он создан для тебя» Марии Шрадер

@ Лидия КУЗЬМИНА

5 августа в прокат выходит футуристическая комедия «Он создан для тебя» Марии Шрадер, участвовавшую в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Российский дистрибьютор картины – компания «Вольга».

Чтобы дать отправную точку для восприятия, авторы ссылаются на важный фильм «Из машины» Алекса Гарленда, в котором неземной красоты робот обвела вокруг пальца призванного протестировать новейшую разработку человека. Андроид и человек снова вовлечены в психологический поединок, но, если в первой картине автор повествует о страхах разума, творения которого выходят из-под контроля, то во второй склоняются к любимой в Европе социальной теме: о кризисе среднего класса, прекрасного в своем распаде.

Действие происходит в наши дни. Главный персонаж Альма (Марен Эггерт) работает в берлинском Пергамскоммузее и однажды, чтобы получить финансирование на свое исследование, соглашается на странное предложение: помочь в тестировании новейшей разработки, которую создали в одном из НИИ. Робот Том (Дэн Стивенс) — элегантный красавец, задуманный как идеальный спутник для женщин. Альма должна провести с ним три недели и оценить опытный образец. Герои покидают лабораторию и ступают в расчерченный человеческими связями Берлин. Они  лишь еще одна пара в большом городе, мегаполис давно настроил ритмы общей жизни, и, по большому счету, ничто не меняется в частном мире героини. Прибавилась разве еще одна забота среди других: персонаж, требующийвнимания, места в расписании и выстраивания отношений, которые — во всяком случае, так считает режиссервообще головная боль в среде культурных интеллектуалов, где каждый чувствует себя самостоятельной Вселенной. Все как обычно.

Том поначалу не больше чем прочие заботы, даже меньшеон ожившая картинка из инстаграма. Андроидготов со вниманием выслушать любую женскую глупость, вставить, когда представляется возможность: «ты милашка»», а романтическое настроение создает, уставив ванную свечами и посыпав окружающее пространство лепестками роз. Все это Альме без надобности, так что у гаджета есть все шансы три недели простоять в шкафу или поработать пылесосом. Однако скоро выясняется, что Том очень быстро учится, привлекая буквально весь опыт человечества, заложенный в его программе, и он меняется на глазах. Беседа за чашкой кофе с ее бывшим, визит в музей, после которого уже невозможно считать его недостаточно интеллектуалом, внезапная шутка, которой он одарил самовлюбленного идиота-знакомого — каждый новый шаг создает привлекательный образ. Драйв, конечно, не в том, как рождается романтическое чувство, а в попытке самоанализа, ведь Том слепок с наших желаний, которых мы не осознаем и сами. Словом, вопрос, который фильм задает зрителю, из области социальной психологии: готовы ли вы столкнуться с тем, что вы есть.

«Еще несколько слов о милых современных интеллектуалах»на эту тему много сказано, в том числе банального и приблизительного, однако автор предлагает собственный ключ, индивидуальный подход, преображающий ее опыт в ее фильмВо-первых, в фильме есть обманка, и она тоже странными путями ведет к теме смутного обаяния буржуазии. Экранизируя рассказ и решая определенные творческие задачи, режиссер снимала о чем-то своем, и, вольно или невольно, создала картину о европейской актрисе, как профессии, как судьбе. Фильм фокусирует внимание на мастерстве исполнительницы, она отдельная, безграничная стихия; мы чувствуем, что человек много больше того, что сейчас воплощает на экране,  и вместе с тем получаем удовольствие, наблюдая, как эффектно, с пониманием тонких нюансов натуры  она играет свою небедную, невротичную и умную героиню. Песнь актерской индивидуальности и самоотверженности вышла лучше всего другого, и косвенным признанием стала победа Марен Эггерт, получившей за исполнением роли Альмы Серебряного медведя на Берлинале.

Но и, так сказать, прямые и, очевидно, задуманные режиссером посылы ведут к результату, возможно, не столь исполненному любви и веры в homo sapiens, и открывают одно свойство толерантного и благополучного современного мира. Он комфортен, как дом с видом на католический собор, как Пергамский музей, неявный символ защищающего и истончающего мира культуры. Никто не испытывает материальной нужды, но все образованы и убеждены  в уникальности своей хрупкой натуры, поэтому боятся окружающих, плохо реагируют на травмы и к тридцати становятся невротиками, интересными, но непоправимо поврежденными людьми. Не столь важно понять, из чего Том состоит больше — из потребности Альмы в любви или в комфорте, желания героини двусмысленны, и эта двусмысленность всегда вменяется в вину современному потребительскому миру. Ее фантастический роман больше всего свидетельствует о замкнутости личного пространства  и опасениях двинуться за его границы, ведь Том — воплощение ее самой. Онкомфортное одиночество, доведенное до абсурда, имитация жизни, которую, учитывая воображение и интеллектуальные способности героини, можно длить и длить. Если снова вспомнить о картине Гарленда: онавоплощает страхи грядущей войны, в которой победит робот. Судя по фильму Шрадер, искусственный интеллект может не беспокоиться: невротичные, усталые, привыкшие к одиночеству в толпе люди вымрут сами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *