обзоры

«Аферистка». Туфли-лодочки дизайнерской модели

18 февраля в прокат выходит производственная ироническая  драма «Аферистка», в главных ролях звезды Дайэнн Уист, Розамунд Пайк и Питер Динклэйдж. 

@Лидия КУЗЬМИНА

В прокат выходит производственная ироническая  драма «Аферистка», в главных ролях звезды Дайэнн Уист, Розамунд Пайк и Питер Динклэйдж (прокат в России — кинокомпания «Вольга»). За роль в криминальном триллере «Аферистка» Розамунд Пайк номинирована на «Золотой глобус», но это наверняка не последняя награда, которая ее ожидает. Авторы сочинили классную историю о борьбе за место под солнцем, но уникальным штрихом стала героиня:  женщина-хищница, красивая, стильная и опасная, как туфли-лодочки дизайнерской модели.  

Когда-то Марла была позитивной благовоспитанной девушкой, работала волонтером в больнице, и, раздавая лекарства, верила в то, что делает мир лучше. Но быстро поняла: живя по правилам, ничего не добьешься, а мир, по преимуществу, представляет собой побоище между теми, кто берет, и теми, у кого отбирают. 

Теперь Марла зарабатывает на роскошную жизнь грязным делом. Выступая опекуном по назначению суда (обычная практика, если у больного или пожилого человека нет родственников или их заботы недостаточно), она отправляет подопечных в фешенебельную богадельню, и под предлогом обслуживания их нужд, обирает до нитки: на «содержание» идет недвижимость, драгоценности и прочее имущество. 

«Нас с Марлой можно назвать целеустремленными женщинами. Мы любим свою работу и, как мне кажется, у нас обеих есть тяга к риску и опасности. Впрочем, у нее нет страха смерти, я этим похвастаться не могу. Марле идея умереть не нравится, но сама смерть не вызывает у нее панического ужаса. При этом она борется за жизнь, как и положено целеустремленному герою. Мне не столь важно, воспримете ли вы ее как героиню или как антагониста, поскольку ее блистательной изворотливостью просто невозможно не восхищаться», — Розамунд Пайк, актриса.

Бизнес работает как отлаженный механизм.  Информацию о потенциальных пациентах  поставляют врачи и владельцы домов престарелых. Они же обеспечивают соответствующие справки и свидетельствуют в суде о том, что некий гражданин не в себе и нуждается в защите, в то время как, разумеется, ничего не подозревающий имярек, например,  спокойно поливает свой газон. Затем Марла появляется с постановлением суда у несчастного «больного», и «ради его же блага» транспортирует в дом престарелых. Недвижимостью занимается помощница,  судебными претензиями со стороны отчаявшихся родственников — она сама, и ее хладнокровию можно только позавидовать. На стене офиса множатся фотографии подопечных, сегодняшних и будущих, и открываются грандиозные перспективы. Но однажды, отправив в заключение бодрую бездетную (и состоятельную, конечно) старушку, она сталкивается с ее могущественным покровителем Романом, связанным с мафией.  

«По роду занятий Роману приходилось делать ужасные вещи, но он не боится запачкаться, преступая закон. Марла невольно допускает ошибку, занявшись делом его матери, ведь та — единственная ахиллесова пята Романа. Надо же было такому случиться, что из всего многообразия потенциальных клиентов она выбрала именно эту старушку. Роман объявляет Марле настоящую вендетту. Марла понятия не имела, кто такая эта Дженнифер Питерсон, однако Роман убежден, что мошенница все знала и целенаправленно ополчилась против него. Самовлюбленность подсказывает ему, что у мошенниц был злой умысел против него лично, но на самом деле, это всего лишь совпадение. Соперничество вызывает и у Марлы, и у Романа уважение к противнику. Они во многом похожи, и мне нравится, как нам удалось это показать в фильме», — Питер Динклэйдж, актер. 

Здесь должна бы следовать фраза: «далее мы будем наблюдать захватывающий поединок двух опасных противников», но что-то идет не по шаблону,  в полном соответствии с замыслом авторов: Роман, как и мы, с изумлением будет наблюдать, как Марла обманывает ожидания, пренебрегает всеми правилами, и открывает характер, для которого успех важнее жизни. 

Фильм задуман как свободная фантазия на тему триллера, попытка снять «усталость жанра» и движение эмоций по накатанным рельсам. Об этом сигнализирует и кэмповая эстетика (кстати, яркие цвета подбирали как отсылку к техниколоровским 50-м), которая сама по себе звучит как ирония по отношению к морализаторскому и слишком серьезному голливудскому нарративу, и актуальная повестка (Марла и ее помощница  — любовницы), и рискованный подбор актеров: харизматичного противника, обычно — воплощение маскулинности,  играет Питер Динклэйдж, актер с врожденной карликовостью, известный по роли Тириона Ланнистера в «Игре престолов», и к этой игре со стереотипами надо быть готовым.  Вместе с тем,  в картине  с большой выразительностью создана модель социума, мира наживы и жажды успеха, и авторы задаются непраздным вопросом: возможно ли вообще выйти из порочного круга живодерских ценностей?

О фильме

Продюсеры Black Bear Pictures Бен Стиллман и Тедди Шварцман решили поработать с Джеем Блэйксоном, как только увидели его дебютный фильм, «Исчезновение Элис Крид» (2009). В фильме было всего три героя, ни одного известного исполнителя и действие происходило в замкнутом пространстве тесной квартиры. Однако фильм держал в напряжении благодаря ярким характерам, каждый из которых раскрывался по-новому с каждым следующим поворотом сюжета. Когда Блэйксон написал сценарий «Аферистки» (идею сценария взяли из сюжета телепрограммы об опекуне-мошеннике), они немедленно приняли его к постановке и пригласили Джея стать режиссером.

Розамунд Пайк настойчиво добивалась роли Марлы Грейсон.  И в ее героинях, и в ней самой есть целеустремленность, помогающая выжить в киноиндустрии. Кроме того, роль дала возможность выразить свою гражданскую позицию: отношение к напускной добродетели, к одержимости успехом. Не трудно также заметить, что она создает женский характер, который воплощает типичные мужские качества. Это своего рода реванш; ее героиня настолько хороша в борьбе с противником, что страшно представить, что было бы, окажись она на месте мужчин в нашем конкурентном мире.

Роль опасной старушки, из-за которой разыгрывается противостояние главных героев,  сыграла Дайан Уист — балерина и звезда Бродвея 70-80-х годов.  Уист — единственная актриса, которая участвовала в пяти фильмах Вуди Аллена, за два из них она получила «Оскар»  («Ханна и ее сестры», 1987, и «Пули над Бродвеем», 1995). В основном она исполняла роли второго плана и была необыкновенно убедительна в амплуа позитивных, милых женщин. В 90-е она практически завершила карьеру, но финансовые проблемы побудили ее вернуться в кино десятилетие спустя, однако теперь ее образы отмечены глубокой усталостью. 

Afer

АФЕРИСТКА / I CARE A LOT

 

Жанр: криминальный триллер

 

Режиссер и сценарист:

Джей Блэйксон — Исчезновение Элис Крид, 5-я волна, Спуск 2; сериал Порох 

 

В ролях:

Розамунд Пайк — номинация на Оскар; Исчезнувшая, Умри, но не сейчас, гордость и предубеждение, Джек Ричер, Воспитание чувств, По версии Барни

Питер Динклэйдж — премия Золотой глобус; Три билборда на границе Эббинга, Миссури, Станционный смотритель, Люди Икс: Дни минувшего будущего, Мстители: Война бесконечности, Хроники Нарнии: Принц Каспиан, сериал Игра Престолов

Эйса Гонсалес — Малыш на драйве, Алита: Боевой ангел, Форсаж: Хоббс и Шоу, Райские холмы

Дайэнн Уист — две премии Оскар; Ханна и ее сестры, Пули над Бродвеем, Клетка для пташек, Эдвард руки-ножницы

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *