обзоры

«Оно-2»: ужас родом из детства

В российский прокат вышел фильм «Оно-2» Андреса Мускетти — продолжение фильма 2017 года, успевшего стать культовым

@Максим Казючиц

В российский прокат вышел фильм «Оно-2» Андреса Мускетти — продолжение фильма 2017 года, успевшего стать культовым. Проект производства «Нью Лайн Синема» выпустила в прокат студия «Уорнер Бразерс Пикчерз».

Последние лет десять кино и сериалов можно с полным правом назвать временем в стиле ретро: фильмы о недавно ушедшем настоящем 70–80-х стали популярны как никогда. Второй фильм Андреса Мускетти продолжает экранизацию наиболее сложной части знаменитого романа, где взрослые люди вспоминают, как они были детьми, и пытаются покончить с вполне реальным ужасом родом из детства.

«Оно» Стивена Кинга, написанная в 70-80-х, была не первой и не последней книгой о подростковых отношениях, традиционных и нетрадиционных, о культе вспоминаний и инопланетном монстре. Но уникальной ее сделал фирменный стиль писателя: люди,  порой ужасней самого чудовища.

It2

Второй фильм в целом четко идет по сюжетной канве: сценаристы отбросили различные боковые линии, которые просто невозможно было оставить в полном метре либо по концептуальным соображениям, либо по идеологическим (вроде знаменитой сцены группового секса подростков в канализации после победы — временной — над чудовищем). Поклявшись на крови собраться вместе во что бы то ни стало, если Оно вновь воспрянет, дети разъезжаются кто куда, начисто забыв об этом эпохальном лете — финал фильма «Оно». Майк Хэнлон остается в городишке библиотекарем и хранителем коллективного бессознательного.

Оно заявляет, что готово сразиться вновь, на званом ужине, собравшем старых однополчан: из китайских печенек выбираются всевозможные мелкие твари, порожденные ментальной мощью инопланетного разума. У Кинга возвращение в Дерри и последнее противостояние символично: восстанавливая свои воспоминания, герои обитают одновременно в двух измерениях — ушедшего лета детства и зрелости. Многочисленные отступления в романе постановщики как могли постарались уложить в полный метр не без потерь.

It2

Удачное решение Мускетти — максимально подробно показать адаптацию каждого героя, приехавшего в бывший город детства: визуализация персональных видений, которые для каждого члена Клуба неудачников Оно приготовило с тщательностью и легким налетом ностальгии. Для Ричи, например, ставшего известным стендап-комиком, — это (в книге) столкновение с гигантской пластиковой статуей лесоруба, обрушившей на него топор. В фильме режиссер, опасаясь, видимо, что аудитория не усмотрит за лесорубом происков Пеннивайза, вводит в сцену самого Пеннивайза, который и пугает героя до полусмерти. Поэтому здесь фактически использована линия экшна, действенных событий, зрелищных и эффектных для экрана. Поэтому пропадают типичные — и самые ценные — для Кинга авторские отступления формально о психологических, а реально о духовных пружинах, которые сделали подростков-неудачников теми, кем они стали. У Ричи — это известность, вазэктомия, страх стать отцом, который на самом деле был страхом ожидания неизбежной финальной битвы и т. д.

Аналогично в сценарии пришлось изменить знаменитую сцену из книги — обряд индейского коллективного кампания в землянке, заполненной дымом от тлеющих еловых веток. В книге ребята увидели пришествие Оно из космоса в своих истовых галлюцинациях. У постановщиков, видимо, вновь закралось ужасное сомнение, что если показать долгую сцену галлюцинирующих подростков, то отсутсвие экшна опять-таки вызовет скуку в зале. Поэтому штаб в лесу оставили более как рудимент литературной основы, а видения передали в полное распоряжение Майка Хэнлона на правах хранителя коллективного знания. Для оправдания потребовалось дописать особый монолог об индейцах из резервации, обучивших его искусству ясновидения — вождь дал особый сосуд-шлем, через который доступ к коллективному бессознательному оказался менее травматичным, чем в книге. Однако все эти вопросы возникают, если зритель знаком с оригинальным увесистым однотомником.

It2

Поиски логова Оно и устранения его приспешников, вроде Генри Бауэрса, завсегдатая психиатрической клиники за убийство отца, приводят неудачников к масштабной финальной битве. Пеннивайз, как и положено, предстал в виде гигантского членистоногого, с которым групповыми усилиями было покончено.

Актерский ансамбль, как повзрослевших неудачников, так и юных, оказался более чем впечатляющим. Джеймс МакЭвой («Сплит», «Стекло») исполняет роль Билла, номинированная на «Оскар» Джессика Честейн («Цель номер один», «Мама») – Беверли, Билл Хейдер (телесериал HBO «Барри», «Близнецы») – Ричи, Айзая Мустафа (телесериал «Сумеречные охотники») – Майка, Джей Райан (телесериал «Мэри убивает людей») – Бена, Джеймс Рэнсон (телесериал HBO «Прослушка») – Эдди, а Билл Скарсгард вновь играет Пеннивайза.  Энди Бин («Дивергент, глава 3: За стеной», телесериал Starz «Власть в ночном городе») перевоплотится в Стэнли. К своим героям возвращаются и юные члены «Клуба неудачников»: Джейден Мартелл (Билл), Уайатт Олефф (Стэнли), София Лиллис (Беверли), Финн Вулфард (Ричи), Джереми Рэй Тейлор (Бен), Чоузен Джейкобс (Майк) и Джек Дилан Грейзер (Эдди).

It2

Эпизодическую роль в фильме исполнил и сам великий магистр Стивен Кинг — он играет роль хозяина продовольственного магазина.

Мускетти, экранизируя роман, ставил ключевую задачу, — чему нельзя не порадоваться, — воссоздать все же не взрослый мир и не основную сюжетную арку, но мир детства героев. Отсюда тщательность в деталях, и отдельных сценах, начисто пропавшим в предыдущих постановках. Прекрасная игра молодых исполнителей — наглядный тому пример.

Роман Кинга интересен именно остротой образов детства, которые прописаны практически с визионерский интенсивностью. И фильмам Мускетти гораздо более других удалось, что в принципе невозможно, перенести прозу короля ужасов на экран с минимальными потерями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *