В рамках МКФ в Берлине состоялась премьера «Пиноккио» Маттео Гарроне. В российский прокат фильм выйдет 12 марта
@Нина Спутницкая
Магия рукотворного чуда — казалось бы одними только «Страшными сказками» Маттео Гарроне завоевал себе статус мастера чувственной тактильной сказки. Изысканные костюмы, тонированные кадры «Пиноккио» напоминают выцветшие дорогие иллюстрации. Однако мощная работа художников не забивает истории важной для мастера социальной драмы — о социализации ребенка.
Автор не стесняется своей страсти к европейской живописи. Но очевидна и опора на иллюстративную традицию, и прежде всего, на работы Роберто Инноченти: и не «мимишное» решение главного героя, и обзорные панорамы городской и деревенской жизни. С одной стороны авторы изо всех сил возвращают зрителя к аутентичному миру, породившему Пиноккио, к ручному мастерству, идее штучного производства, к кино как идеалу прикладного искусства. Гарроне не заигрывает со зрителем, однако, его фильм, безусловно, вызовет аллюзии с современнымимедиатекстами об андроидах.
Несмотря на плотные слои аллюзий, в отличие от «Страшных сказок», «Пиноккио» ориентирован на семейную аудиторию. Но с небольшими оговорками. Гарроне не отторгает исторические корни сказки, а с радостью прикасается к ним, неторопливо распутывая, он толкует фантастические мотивы как обязательное приложение к микроистории, уважая детали и быт из которых складывается культура повседневности — с ее страхами, и радостями, неловкостью и осязаемостью.
Взрослую аудиторию не оставят равнодушной переживания и тщания отца в исполнении Роберто Бениньи, а история мальчика придётся по душе не малышам, но подросткам. Им о сыновнем долге поведают тонко и душевно, в предельно достоверном эмоциональном регистре.
Точны в этой притче социальные роли и психотипы: кот, лис, сверчок, а чего стоит наверняка раздражающая феминисток слизь Улитки-экономки. Но из истории слов не выкинешь. Гарроне последовательно воспроизводит всю сюжетную канву сказки.
Превращение в осла — физиологичное, в мальчика, — напротив, предельно просто — так, чтобы зритель в финале мог выдохнуть и поблагодарить мастера за вкус и такт. Рассказывая известную сказку, режиссер ни на мгновение не срывается в банальщину. Красота у него всегда имеет оборотную сторону, но только женщина — сделает из мальчика человека.
«Пиноккио» Гарроне — кино отборное, сродни дорогому марочному вину. Не всем придётся по нраву, но позволит каждому почувствовать себя причастным к миру рукотворных изысков. При этом драма взросления не дидактична, но социально точна.
ПИНОККИО – особый фильм, потому что он объединяет СТРАШНЫЕ СКАЗКИ с остальной моей фильмографией. Моя любовь к Пиноккио случилась не с первого взгляда. Меня всегда тянуло к этому персонажу, и многие отмечали его влияние в фильмах ГОМОРРА и РЕАЛЬНОСТЬ. ПИНОККИО – моя давняя мечта родом из детства. У меня на столе по-прежнему лежит раскадровка, которую я нарисовал и раскрасил, будучи ребенком, и это одно из самых ценных воспоминаний для меня, — Маттео Гарроне, режиссер
Марк Кулир, отвечающий в проекте за дизайн персонажей и пластический грим, известный публике по «Фантастическим тварям…», «Отелю «Гранд Будапешт» и «Люди Икс», сегодня идет по стопам Александра Птушко, еще в 1939-м году блистательно воплотившим идею превращения актера в деревянного человечка
ПИНОККИО / PINOCCHIO
Режиссер:
Маттео Гарроне – два Гран-при Каннского кинофестиваля; Гоморра, Реальность, Догмэн, Страшные сказки
В главной роли:
Роберто Бениньи – премия Оскар, Гран-при Каннского кинофестиваля; Жизнь прекрасна, Тигр и снег, Вне закона, Вне закона, Кофе и сигареты
Основано на книге Карло Коллоди «Приключения Пиноккио».
One Reply to “Люди большие и малые”