обзоры

Куртизанки могут все

В российский прокат выходит костюмная историческая фантазия «Жанна Дюбарри» экс-супруги Люка Бессона, актрисы, модели и режиссера Майвенн.

@Максим КАЗЮЧИЦ

В российский прокат выходит костюмная историческая фантазия «Жанна Дюбарри» экс-супруги Люка Бессона, актрисы, модели и режиссера Майвенн. Однако основная интрига этого амбициозного проекта совсем не в Джонни Деппе, сыгравшим роль Людовика XV, и не в режиссёре, изящной по обе стороны от камеры. «Жанна Дюбари» — копродукция французских кинокомпаний Why Not Productions, Red Sea Film Festival Foundation, France Televisions, компании Деппа IN.2 Film и российской Russian World Vision. Причем российская сторона была полноценным участником проекта с самого его начала.

«С проектом «Жанна Дюбарри» нам удалось поработать на стадии его создания, что стало для нас потрясающе интересным опытом. Сотрудничество по производству стало возможным, благодаря нашим партнерам и друзьям, продюсерам Светлане Мигуновой-Дали, Юлии Ким — фон ден Дрейш и Нелли Холмс, которые имеют большой опыт продюсирования международных проектов. У Светланы, Юлии и Нелли было эксклюзивное право представлять проект на территории России. Они являются экзекьютив-продюсерами картины. При их содействии мы провели переговоры с компанией Why Not Productions и подтвердили свое участие в создании фильма «Жанна Дюбарри». Этот опыт был чрезвычайно интересным и удачным для нас и мы надеемся, что продолжим дальнейшее международное сотрудничество по созданию знаковых кинопроектов», — Константин Елкин, продюсер.

Майвенн в кинобизнесе давно, в начале как модель, актриса, жена режиссера, светская львица и наконец, режиссер. Майвенн в кино уверенный пользователь фестивальной конъюктуры — мультитула, которым можно открыть двери любых фестивальных мероприятий в Европе или США. Хотя новый фильм — шестая работа, но более известные ее проекты на остросоциальные темы. Темы она выбирает, обычно, беспроигрышные: «Полисс» — насилие в семье, социальное и этническое наравенство, «Мой король» — суровая доля европейская женщины в браке.
Выбранная для постановки история одиозной фигуры Жанны Дюбарри — маленький, но самый что ни на есть французский кусочек истории. Собственно говоря история куртизанки, ставшей фавориткой, такой же символ Франции, как и Кремль в новогоднем шаре с дистиллированной водой (не Франции, конечно).

Эпоха Людовика XV, предпоследнего монарха Франции, — галантный век, рококо, торжество фавориток и роскошь Версаля. «Жанна Дюбарри» — проект, который укладывается в очень интересный, совсем новый тренд французского и будем надеяться, европейского кино. Здесь практически нет ничего от голливудского костюмного фильма, все на своих аутентичных местах: африканец только один и введен в историю очень изящно, любимых американских гендерных меньшинств нету вовсе, а феминизм столь же наивен, сколь и вера французских энциклопедистов в торжество разума и Просвещение человечества.
Жанна Дюбарри, в отличие от ее великой тезки, стала символом расточительства, дурновкусия, разрушения социальной вертикали, словом всего того, за что сын Людовика XV и его супруга Мария-Антуанетта, и сама Жанна потеряли в конце концов головы.

Однако режиссер рассказала историю совсем даже не так. А так, что Жанна Дюбарри оказалась, как писали во времена СССР, прогрессивным деятелем культуры. Костюмный фильм о падшей женщине в Европе времен постхарразмента превращается в историю о социальном акционизме.

Сюжета в этом фильме нет: он, конечно, есть но не в нем деньги продюсеров. В экспозиции закадровый комментатор кратко пробежался по детству и юности Жанны. Были сказаны все нужные для вежливых и толерантных европейцев слова: например, юная провинциалка, подрабатывая моделью у художника, наотрез отказалась позировать ню, сказав что «я хозяйка своего тела».

Хотя позже, видимо по той же причине, ее тело предоставлялось ею в аренду аристократам, в основном пожилым (один из её клиентов в исполнении Пьера Ришара). Так мало-помалу карабкалась будущая госпожа Дюбарри по социальной лестнице, повторяя путь небезызвестной Жюльетты из романа маркиза Де Сада. И в один прекрасный день её тело вызвало живой интерес у государя.

В фильме, хотя и упоминается мадам Де Помпадур, однако автор предпочитает не распространяться о том, какое место занимала Жанна в этом грандиозном спектакле фавориток, стоившем сыну Людовика и его жене голов. Жанна приходит на смену всесильной Де Помпадур, которая по своему капризу смещала и назначала министров и фактически правила страной наравне с Людовиком.

В плане работы оператора, художника-постановщика, работы с массовкой «Жанна Дюбарри» на удивление зрелая, по-настоящему с европейским вкусом снятая работа, особенно для человека, который никогда не снимал таких сложнопостановочных проектов. Тут и оригинальные локации (ради съемок дворцово-парковый ансамбль Версаль закрывался на несколько дней), и интерьеры, и костюмы, и не одна сотня человеко/часов профессиональных историков и искусствоведов консультантов. «Жанна Дюбари» — фильм не столько история о молодой женщине из низов и стареющем монархе, сколько рассказ о жизни самого Версаля, укладе, манерах при дворе, этикете.

«Я углубился в изучение фигуры Людовика XV, фактов из повседневной жизни, что он ел, что пил… Из всего этого материала я и выстроил столь многогранный характер своего героя — а он, например, по королевскому протоколу обязан был ежедневно произносить речи перед разными группами слушателей, каждый раз по-разному, и притом с предельной точностью, без малейших отклонений. Только в присутствии Жанны король снова становится мужчиной. Интересно представить, что творится в голове у человека, который вынужден настолько строго регламентировать все на свете», — Джонни Депп.

Джонни Депп в роли Людовика вынужден конкурировать, к примеру, с такими монстрами мирового кино, как Жан Маре, также сыгравшим в свое время монарха. Несмотря на стопроцентную несхожесть с оригиналом, Депп создает свое, очень необычное прочтение роли. Кажется, что это камео актера, и его главное достоинство в том, что тот просто существует в кадре, поддерживая, насколько это возможно актерскую работу Майвенн.

Франсуа-Юбер Друэ. Портрет Жанны Дюбарри в образе Флоры

Режиссер, к сожалению, не удержалась от соблазна и скорее льстит себе, выбрав роль, как говорится, на сопротивление: Жанна Дюбарри, вероятно, обладала не столько каноничной красотой, как это поняла Майвенн, сколько той самой химией, которая и привлекла монарха. Во всяком случае, портретов ее осталось достаточно, и надо обладать храбростью, чтобы предложить зрителю выбор между собственным, слишком глянцевым обликом и изящными чертами женщины из совсем другого времени, в которых скользит нечто неуловимое, поистине сам давно исчезнувший галантный век.

Впрочем, короля играет свита, поэтому роль Майвенн, скорее, растворяется в прекрасном актёрском ансамбле и игре Джонни Деппа и по-своему даже пикантно дополняет приятное для глаза, аутентичное пространство Версаля.
«Жанна Дюбарри» — идеальная возможность провести время с семьей, познакомившись с аутентичной историей Франции.

Кинокомпания «Russian World Vision» и онлайн-кинотеатр Okko
представляют:
Джонни Депп и Майвенн в историческом байопике
«Жанна Дюбарри»

Режиссер: Майвенн
Сценарий: Майвенн, Тедди Лусси-Модесте, Николя Ливекки
Продюсеры: Паскаль Кошето, Грегуар Сорла, Константин Елкин, Джонни Депп
Экзекьютив-продюсеры: Светлана Мигунова-Дали, Юлия Ким — фон ден Дрейш, Нелли Холмс, Эльвира Дмитриевская, Ксения Мельниченко, Галина Магомедова
Жанр: драма, биография, история
Страна: Франция
Год: 2023
Хронометраж: 113 минут
Возрастное ограничение: 16+

В ролях: Джонни Депп, Майвенн, Пьер Ришар, Мелвиль Пупо, Бенджамен Лаверн, Ноэми Львовский, Паскаль Греггори, Индия Хэйр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *