8 октября завершился 42-й Московский международный кинофестиваль. О победителях, преимуществах онлайн формата — в журнале Телекинет
@Елена Патеева
8 октября завершился 42-й ММКФ. Перенесенный из-за пандемии фестиваль прошел в атмосфере слухов о второй волне и выдался немноголюдным. Важным техническим нововведением, выведшим организационную составляющую на значительно более высокий уровень, стал переход к онлайн-формату бронирования билетов, причем система охватила как коммерческий сегмент, так и аккредитацию прессы. Пресс-конференции с зарубежными кинематографистами в силу сложившихся обстоятельств проходили преимущественно в онлайн-формате. В целом программа отличалась обилием отечественных работ: в основном конкурсе было четыре российских игровых фильма и один совместного производства с Азербайджаном, в конкурсе документального кино также были представлены четыре российских картины, а в конкурсе короткого метра — три российских и одна российско-американская. Но на этом реализация национальной темы не закончилась: внеконкурс порадовал отдельной программой под названием «Русский след», охватившей разноплановые фильмы иностранного производства, объединенные общей темой взаимопроникновения культур и космополитической повесткой.
Одной из наиболее примечательных программ традиционно стала «8 1/2», объединившая разномастные фестивальные хиты, которые были на слуху в течение 2020 года: здесь и польское «Тело Христово», собравшее номинации основных мировых премий за лучший фильм на иностранном языке в последний наградной сезон, и «Мальмкрог» Кристи Пую, вошедший в программу Берлинале, и новый Филипп Гаррель, и, конечно же, «Новый порядок» Мишеля Франко, фильм-обладатель Золотого льва Венецианского кинофестиваля. В рамках программы «Фильмы, которых здесь не было» Москва вслед за Торонто увидела новый фильм Томаса Винтерберга и еще один румынский фильм Берлинале – «Заглавными буквами» Раду Жуде, а также пронзительную «Кровь пеликана» Катрин Геббе и резонансный белорусский кинотрип «Спайс бойз». В рамках программы «Мастера» наряду с новыми картинами Агнешки Холланд и Абеля Феррары показали «Интервью» Федерико Феллини, а главным героем ретроспективы оказался Робер Энрико.
Интересным нововведением стала Программа короткометражных фильмов Европейской киноакадемии (EFA Short Films), расширившая диапазон демонстрируемого на фестивале короткометражного кино. В целом тематический диапазон ММКФ стремится к максимально возможной инклюзивности: начиная, собственно, с программы «Спектр», фильмы-участники которой по сути не объединены ничем, кроме актуальностии вариативности своей проблематики, фестиваль захватывает гендерный («Время женщин»), возрастной («Молодые и красивые» и «Третий возраст») и географический аспекты («БРИКС», «Вокруг света»), а также экспериментальность («Свободная мысль» и «Эйфория наваждений») и размывание границ между видами искусства («Мир искусства»).
Награды распределились следующим образом:
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ» – БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК (режиссер АНДРЕЙ ЗАЙЦЕВ, Россия)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» – В ТЕНИ (режиссер ЭРДЕМ ТЕПЕГЁЗ, Турция)
«СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССЕРСКУЮ РАБОТУ – ХИЛЬДА (режиссер РИШИ ПЭЛЭМ, Великобритания)
«СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОЛИ – ГУР БЕНТВИЧ («Как сыр в масле», Израиль)
«СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕНСКОЙ РОЛИ – МЕГАН ПЕРВИС («Хильда», Великобритания)
«СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНКУРСА – НОКТЮРН, (режиссер ГВАНЧО ЧОН, Республика Корея)
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ – БОЮСЬ ЗАБЫТЬ ТВОЁ ЛИЦО (режиссер САМЕХ АЛАА, Египет / Франция)
ПРИЗ ЗА МНОГОЛЕТНЕЕ СЛУЖЕНИЕ ИСКУССТВУ КИНО – СВЕТЛАНА ДРУЖИНИНА (Россия)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ «ЗА ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И ВЕРНОСТЬ ПРИНЦИПАМ ШКОЛЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО» –СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА
Приз жюри ФИПРЕССИ – «Хильда» (режиссер Риши Пэлэм, Великобритания)
Приз Федерации киноклубов России «Колючий взгляд» – «Предвыборная кампания» (режиссер Мариан Кришан, Румыния)
Приз Федерации киноклубов России «Колючий взгляд» за лучший фильм Российской программы – «Про Лелю и Миньку» (режиссер Анна Чернакова, Россия)
Приз зрительских симпатий – «Блокадный дневник», Россия, режиссер Андрей Зайцев.
Приз Гильдии неигрового кино и телевидения – «Мы не сдаемся» (режиссер Марк Вайсе, Германия)