обзоры

Коллаж впечатлений жизнь

6 октября в прокат выйдет ностальгическая драма «Пассажиры ночи» с Шарлоттой Генсбур и Эммануэль Беар от Микаэля Херса («Новая жизнь Аманды»)

https://youtu.be/Ztzh-6_xw4w

@Евдокия НЕСТЕРОВА

Франция. Почти сорок лет назад. Как оказывается, проблемы у людей с тех пор не сильно изменились. Элизабет тяжело переживает развод, хоть и понимает, что с мужем у них давно не только любви, но и общего не осталось. Оба ребенка уже почти совсем взрослые и Элизабет понимает, что отношения с ними сводятся к столкновениям за завтраком. Близости, доверительности или понимания с ними у нее нет, хотя и особых проблем тоже. А главное, она сама никогда никем не работала и теперь, когда заниматься детьми уже не нужно, а муж ушел, она совершенно не представляет, что делать с собой и как не дать жизни пойти ко дну. 

Внезапно меняет всю эту систему девушка, которая, как кажется, уже на дне жизни. То, что помогая другому, можно открыть в себе скрытые до этого силы и найти опору в жизни, давая ее другому, идея как нельзя актуальная для сегодняшнего дня. Помимо этого, «Пассажиры ночи» окутывают нежной, как туманы над Сеной, предрассветной томностью.

 

Фильм построен вокруг музыки, фильмов, поэзии и дневника. Все они — случайные на первый взгляд обрывки, однако почему-то мы запоминаем именно их и иногда именно эти мелодии, цитаты и кадры определяет нашу жизнь. В фильме много эпизодов, снятых «камерой с рук», создающих эффект семейных  видеосъемок, архива. Причем эти вставки настолько шикарно воспроизводят атмосферу и картинку 1980-х, что есть абсолютное ощущение, что часть из них действительно чьи-то личные видео, снятые тогда. Эти переходы дополняют эффект мозаики отдельных моментов. 

«Пассажиры ночи» рассказывают историю о том, как люди сталкиваются и друг об друга создают форму, которую мы называем жизнью. Словно мы пластилин, тесто или глина разной плотности и каждая встреча меняет нашу траекторию и даже нашу собственную форму. От кого-то нас отталкивает, кто-то заставляет нас трескаться, а кто-то так долго был рядом, что уходя оставляет в нас пустое пространство. 

Самое удивительное в этой картине то, что конец фильма не приводит героев в какому-то к итогу. Мы оставляем их и их историю, когда они каждый из них смог дойти до завершения какого-то этапа, закрыть какую-то тему. Элизабет съезжает из квартиры, в которой жила с мужем. Маттиас переходит рубеж взросления, впервые переживая сильное чувство к девушке. Но мы так и не узнаем, что с ними будет дальше. Нет эффекта киношной завершенности, рассказанной истории. Есть свободно текущая река неизвестности. Кино редко достигает такого жизнеподобия. 

Наша жизнь, а значит и мы сами, состоит из звуков, цветовых пятен, ощущений от прикосновений и наших эмоций как реакции на других людей: это «Пассажиры ночи» передают очень точно. Вам с вероятностью захочется обновить плейлист или окунуться в неповторимую атмосферу и гамму звуков восьмидесятых, побыть наедине с ночью или рассветом, уделить хотя бы полчаса тому, чтобы выпить кофе и, наконец, полюбоваться картинами импрессионистов. А еще  — понастольгировать о собственной жизни, как бы молоды вы ни были. 

Не знаю, вдохновлялись ли создатели этой картины «Неспящими в Сиэтле», но фильм в чем-то очень напоминает американское кино. Мод Амлин и Микаэль Херс явно не претендовали на что-то философское, но вышло как раз очень глубокое проникновение в поток судеб. Французы это умеют — как было с «Амели» или «Три цвета».

Название: Пассажиры ночи / Les passagers de la nuit
Режиссер: Микаэль Херс
Сценарий: Мод Амлин, Мэриетт Десерт, Микаэль Херс
Страна: Франция

Жанр: драма
Год: 2022
Хронометраж: 111 минут

 

В главных ролях: Шарлотта Генсбур («Обещание на рассвете», «Антихрист», «Нимфоманка», «Вечный свет»), Эммануэль Беар («8 женщин», «Миссия: невыполнима»)

а также: Дидье Сандр, Тибо Винсон, Ноэ Абита и др.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *