обзоры

«Гнев человеческий». Подавать холодным

22 апреля выходит в прокат новый фильм «Гнев человеческий» Гая Ричи, в главной роли Джейсон Стэйтем, который снова требует отмщения и снова воздаст. Текст Лидии КУЗЬМИНОЙ

@Лидия КУЗЬМИНА

Новый фильм Ричи после «Джентльменов» вызвал такие ожидания, которые трудно оправдать. Режиссер не повторил успех предыдущей картины, но мы убедились в том, что он вернулся к независимым, лично ему интересным проектам. 

…В агентстве, оказывающем инкассаторские услуги, появился новый служащий (Джейсон Стэйтем), на вид и по итогам тестирования совершенно обычный. Однако, когда он предотвратил несколько ограблений с мастерством киллера экстра-класса, в агентстве поняли, что он не тот, за кого себя выдает. Осталось выяснить, что привело героя в заурядную контору для (в меру) сильных парней. 

Кто-то уже заметил, что в основе «Гнева человеческого»  лежит банальный сюжет о мести,  дескать, что с ревендж-муви взять. Если понимать под хорошим ревендж-муви историю, в которой следуешь эмоциям героя, понятны  его ярость, обида, холодное отчаяние, знакомые каждому, то фильм не имеет к этому отношения. Детективный сюжет режиссер использует формально, как клише, один из кубиков, при помощи которых свободно создает собственный, условный мир.  Его фирменные приемы известны, в «Гневе человеческом» их можно читать, как открытую книгу. Запутанная криминальная история.  Обилие диалогов, остроумных, но не прибавляющих ясности понимания событий.  Флэшбэки, которые, что примечательно,  с заметным опозданием собирают осколки действия в ломаную линию (ясности по-прежнему не хватает). Актерский ансамбль, блестящий от первого до последнего исполнителя.  Четкий ритм, движение, подобное танцу, декоративность кадра и магия костюма также создают стиль картины, близкой к брутальному поп-арту. Он захватывает как шлягер, как будто точно ничего не выражая, но создавая настроение.   Но, в сущности, шлягер  —  фантазия по границе реальности, возвращение к вечным мифологемам, в которых снижен пафос.   

Gnev

Вот и в «Гневе человеческом», если подумать, почему так хочется двигаться в унисон, почему хочется, чтоб этот ревендж-муви был, на поверку, классным,  то обнаружатся каркас, личная модель мира. Пространство застроили небоскребами, но оно все то же, что тысячи лет назад, расстановка сил подобна античной трагедии. Тревожный город  —  одна часть макрокосма. Запутанные ходы, которые никуда не ведут, продуманные планы,  никогда не осуществимые, случайности, меняющие судьбу — все это жизненный лабиринт, неизменная среда обитания.  Другая часть  —  человек. Очень важно, что для режиссера он  велик, соразмерен миру, способен противостоять, переживать, что-то совершить. Может быть, поэтому для него так много значат актеры, и, одаренные вниманием, так хорошо играют.

В фильме не просто хороший ансамбль, но конфликт «хороший — плохой», благодаря актерам, изменился и стал современней. «Джокер» установил новые экранные стандарты изображения зла, оно стало опасно сильным, неуловимым, по меньшей мере равным добру противником, а  Хит Леджер и Хоакин Феникс задали высокую планку в исполнении харизматичного антигероя. Джен, один из противников героя Стэйтема, может составить им отличную компанию. Его играет сын Клинта Иствуда, Скотт Иствуд, в этой роли — переменчивый, испорченный, очень симпатичный.

Gvev 

Джейсона Стэйтема, как известно, открыл Ричи, но, в силу случайных обстоятельств, долго его не снимал. В свободном плавании актер сделал впечатляющую карьеру, тем не менее, его не ценят по достоинству. Отчасти этому способствует он сам, как бы не претендуя на глубины понимания героев или исключительность актерской судьбы. Он любит сравнивать зрелища, в которых снимается, с гамбургером, и, если от него «ждут гамбургер», то он его и предлагает. Возможно, он сохраняет имидж сдержанного провинциала, каким пришел в кино: Джейсон происходит из необеспеченной артистической семьи, в юности успешно, на уровне национальной сборной, занимался спортом  —  прыжками в воду, но на жизнь зарабатывал мелкой торговлей. Тем не менее, он обращает на себя внимание не только спортивной подготовкой и пластикой, редкой даже для актеров экшна, но и тем, как он переплавляет личный опыт и знание социальной среды в характер, человеческий тип, как чувствует свою тему. Его лучшие персонажи  —  благородные беспредельщики, которых, если есть подходящий драматургический материал, он играет с неординарным пониманием судьбы аутсайдера, человека, который должен делать грязную работу; отличная роль такого рода у него в фильме «Без компромиссов» (2011) Эллиотта Лестера. В «Гневе…», к сожалению, Ричи предложил ему привычное амплуа сурового киллера без особых примет. Разве что давнее знакомство и доверие друг к другу помогло снять драматичные крупные планы актера, и сдержанный Стэйтем нигде не был более открыт, чем в эти моменты. 

Известно, что Ричи завершил съемки нового фильма, с участием Стэйтема и Хью Гранта. Будем ждать.  

 

О фильме

 

Хотя действие фильма происходит в Лос-Анджелесе, в Калифорнии снимали лишь некоторые экстерьеры. Съемки проходили в основном в Лондоне, возможно, это тоже придало картине британский акцент.

 

Гай Ричи известен тем, что свободно меняет сценарий во время съемок и очень часто на ходу дорабатывает диалоги. Еще одна из особенностей работы  —  так называемый «черный ящик». Вместо того, чтобы на первой репетиции читать сценарий, актеры, в минимально необходимых декорациях и костюмах, играют свои сцены. Камера при этом работает. Таким образом, Ричи готовит черновой вариант картины, а актеры гораздо быстрее находят рисунок роли.  

 

На «Гневе человеческом» с Ричи впервые работали Холт Маккэлани, известный по сериалу Дэвида Финчера «Охотник за разумом», и Джош Хартнетт, а в небольшой роли снялся знаменитый рэпер Post Malone. Хартнетт, харизматичный актер, романтичный голливудский герой  здесь пробует себя в новом амплуа жалкого, неудачливого персонажа, и у него убедительно получается.  Возможно, роль откроет ему новые пути, которые он, сын беспокойных родителей-хиппи из Сан-Франциско, давно ищет. 

 

Режиссер, лондонский денди, всегда большое внимание уделяет костюмам. В «Джентльменах» привлекает внимание скромный шик в одежде героев, причем, в основном, персонажи предпочитают те же модные бренды, что и сам режиссер. В новой картине  униформа стала предметом забот художника, от рабочей робы до почти инопланетных высокотехнологичных одежд, в которые облачен спецназ и не менее продвинутые грабители. Исключение  —  костюмы и интерьеры квартиры Джена, питающего склонность к дорогим вещам. 

 

ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ / WRATH OF MAN

Дата релиза в России: 22 апреля

Жанр: экшн-триллер

Режиссер:

Гай Ричи – номинация на премию BAFTA; Джентльмены, Карты, деньги, два ствола, Большой куш, Агенты А.Н.К.Л., франшиза Шерлок Холмс, Аладдин

В ролях:

Джейсон Стэйтем – Карты, деньги, два ствола, Большой куш, франшизы Перевозчик, Форсаж

Скотт Иствуд – Отряд самоубийц, Форсаж 8, Тихоокеанский рубеж 2, Дальняя дорога, Гран Торино, Непокоренный, Ярость, Овердрайв

Холт Маккэллани – Бойцовский клуб, Военный ныряльщик, Военные потери, Альфа Дог, Чудо на Гудзоне, сериал Охотник за разумом

Джош Хартнетт – Счастливое число Слевина, Перл-Харбор, Одержимость, Черный ястреб, Факультет

Алекс Фернс – Счастливого Рождества, сериал Чернобыль

Эдди Марсан – Джентльмены, Шерлок Холмс, Грязь, Взрывная блондинка, Отбросы, Хэнкок, Беззаботная, 21 грамм, Исчезновение Элис Крид, Белоснежка и охотник, сериал Рэй Донован

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *