Тайная жизнь скелетов, или Рецепт долголетия. 13 лучших детских анимационных фильмов о ходячих мертвецах
@ Нина Спутницкая | 01/10/2018
Дети и загробный мир (ходячие мертвецы и прочие инфернальные сущности). Почему эта тема вообще появилась в искусстве, и сегодня стабильно набирает популярность в сегменте полнометражных анимационных фильмов, адресованных семейной аудитории?.. Загробный мир (демоны, вампиры, готические соборы, кладбища и им подобное) в зарубежных фильмах, сериалах и анимации – поистине захватывающий аттракцион. Наша цивилизация давно вышла за пределы религиозного страха, а значит и страха смерти, и страха смертного греха. А недавно вышла и за пределы тела: аватары в соцсетях, компьютерные модели героев, целые вселенные, которых и в природе-то нет, все они дают зрителю светлую иллюзию — а вдруг и у него проявится магическое долголетие? Анимационные фильмы в свою очередь пробуют потусторонний мир рационализировать, и с помощью нехитрого инструментария избавить ребенка и от страха перед неизведанным, и от удивления перед ритуализированным миром взрослых.
Самый свежий фильм своеобразной тематической подборки – «Тайна Коко» (2017, премьера в ноябре) от студии Pixar – яркая, как конфетная обертка, беззаботная только на первый взгляд. На самом деле, это, очень лакированная, но интродукция к художественному миру латиноамериканского магического реализма. Ну а, прежде всего, история призвана объяснить поминальные ритуалы мексиканцев и поведать, не пускаясь в дебри национального фольклора, о том, что собственно происходит в День мертвых. Объяснение буквалистское, сочное, материалистическое. Никаких эфемерных душ, никаких стенаний, мертвый родственник – это живой скелет. В загробном мегаполисе все как в реальном мире, вплоть до бюрократических изысков и социального неравенства. И главное — мертвецы умирают, если их окончательно забыли на этом свете.
https://www.youtube.com/watch?v=WEdHli4e_Sw
В День Мертвых — 1 ноября — по поверью, души умерших родственников посещают родной дом.Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары богине Смерти и сооружали стены с изображением черепов, на смену которым пришли изображения и фото усопших родственников.
Матриархальный мир предков находится здесь в конфронтации с преходящей славой, представленной успешным мужчиной-одиночкой. Между тем, другим оппонентом для доминантных женщин оказывается трикстер-скелет. Выбор авторов радует. Кто еще может помочь главному герою – обаятельному мальчугану обрести Самость, как ни глава семейства, тем более – талантливый артист и преданный отец. Правда, пластика дедушки-музыканта несколько размывает его гендерную идентичность, что, впрочем, оправдано профессиональной компетенцией и темой: национальный праздник, так или иначе, связан с мотивом трансвестизма. Зато гендерные характеристики Проводника в мир предков стабильны: преданный хозяину кобель Данте – настоящий самец, он и дракона на скаку остановит, и войдет в горящую избу.
Трогательна и симпатична, несмотря на физиологичное графическое решение прабабушка героя – та самая Коко, чья тайна будет раскрыта в финале. Из недостатков фильма можно отметить лишь затянутый отложенный финал и отсутствие яркой музыкальной темы, характеризующей героя, хотя жанровый диапазон национальной музыки впечатляет и выделяет фильм в ряду «собратьев». Что касается реакции зала (московский Дом кино), стоит отметить, что фильм не вызвал паники у детишек, но вот некоторых взрослых растрогал до слез.
Вообще сюжет посещения ребенком Запределья часто пересекается с темой сиротства – стержневой темой европейской детской литературы. Однако если нивелировать социальный конфликт (и именно этим занимаются авторы «Тайны Коко», ориентируясь на целевой запрос), то зрителя привлечет атрибутика загробного мира и его организация как некоей слаженной саморегулируемой системы, дублера реального мира.
И здесь весьма четко выявляются тенденциозные элементы художественного строя анимационных фильмов о мире предков для детей:
1. Во-первых, задействованы жанровые элементы мюзикла. 2. Сюжетным импульсом является обрядовое действо. (Как правило, деконструируется обрядовое действо, древняя легенда, пусть и сильно модифицированная, и так далее). 3. Использованы куклы или стилизация под кукольный мир, ибо пластика куклы в сознании людей совпадает с пластикой представителя потустороннего мира, кукла – субъект, выражающий себя через не одушевленное движение. Иногда обогащает изобразительный строй фильмов стилизованные под ручную работу техники. Такое авангардное для сегмента коммерческой анимации решение могут позволить себе сегодня авторы компании Laika Entertainment: оригами в «Кубо. Легенда о самурае», силуэтные композиции в «Коко…».
Что еще можно посмотреть на эту тему?
13 фильмов
(расположены в порядке исторической значимости)
1. «Танец скелетов» (The Skeleton Dance, 1929). Дерзкая авангардная фантазия молодого Диснея, привлекшего к разработке ярких типажей Карла Столинга, открыла цикл «Забавных симфоний». Эта рисованная интерпретация «Пляски смерти» Сен-Санса не просто до сих пор цитируется в современной визуальной культуре, но стала чуть ли не базовым элементом всего фэнтезийного кино.
2. «Винсент» (1982) Тима Бертона, первая самостоятельная работа режиссера для студии «Дисней» — кукольный черно-белый мультфильм, черная комедия, насыщенная цитатами из немецкого экспрессионизма и американского «черного фильма».
3. «Алиса» (Něco z Alenky, 1987) Яна Шванкмайера (маркировка 18+) – стопмоушн фильм от выдающегося чешского сюрреалиста.
4. «Кошмар перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas, 1993), кукольный фильм Генри Селика, спродюсирован Тимом Бёртоном, что не преминуло сказаться на эстетике картины. Действие мюзикла разворачивается в городке Хэллоуин.
5. «Унесенные призраками» (2001, «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро»), аниме Хаяо Миядзаки. Классика.
https://www.youtube.com/watch?v=yq0JpNdqTTU
6. «Труп невесты» (Tim Burton‘s Corpse Bride, 2005). Фильм занимает 5 место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов (по данным сайта с сайта Box Office Mojo)
7. «Коралина» (Coraline, 2009) – кукольный фильм студии Laika Entertainment – смелая сюрреалистичная экранизация одноименной повести Нила Геймана о путешествии девочки в загробный мир имела грандиозный успех в прокате и собрала букет призов, среди которых – Гран-при фестиваля анимационных фильмов в Анси и детская премия Британской киноакадемии за лучший фильм.
8. «ПараНорман» (2012, ParaNorman)– снова фильм студии Laika Entertainment, но снятый в технике 3 D с элементами кукольной анимации. История о мальчике, который может общаться с призраками и сразиться с ожившими мертвецами.
9. «Франкенвини» Тима Бёртона (Frankenweenie, версия 2012 года, поскольку в выборку попадают анимационные или «комби-фильмы»)
10. «Монстры на каникулах» (2012, Hotel Transylvania) – компьютерная анимация Дженнди Тартаковски для студии Sony PA. Сказка о том, что призракам и мертвецам нужно иногда отдыхать. В центре сюжета – история любви дочки Дракулы и обычного юноши.
11. «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings, 2016) режиссера Трэвиса Найта.
https://www.youtube.com/watch?v=PJL-2h_NxPo
12. «Синяя птица» (1970, СССР) Василия Ливанова и Натальи Головановой в смешанной технике (перекладка, рисованная анимация, фотоколлаж) – вольная экранизация пьесы Мориса Метерлинка с музыкой Геннадия Гладкова.
https://www.youtube.com/watch?v=UAlVcAeKtXE
Работа попала в конец выборки, поскольку, к сожалению, не имела резонанса, как и замыкающая список работа:
13. «Черная курица» (1975, СССР) – экранизация сказки Антония Погорельского«Черная курица, или Подземные жители» от Юрия Трофимова. Кукольный мультфильм с музыкой Алексея Рыбникова о беспросветном одиночестве ребенка в структурированных мирах взрослых: и реальном, и подземном.
https://www.youtube.com/watch?v=p0Sx6xsigAo