Новая мелодрама Оксаны Карас «Выше неба» выходит в российский прокат
@ Лидия Кузьмина
Картина Оксаны Карас «Выше неба» выходит в российский прокат. Фильм успел зарекомендовать себя на одном из крупнейших отечественных фестивалей «Кинотавр»: актриса Виктория Толстоганова получила приз в номинации «За лучшую женскую роль».
Действие фильма происходит в загородном доме отдыха, куда каждый год приезжает благополучная семья: отец — режиссер-мультипликатор (Алексей Агранович), мать-домохозяйка (Виктория Толстоганова) и две дочки (Таисия Вилкова и Полина Виторган). Это лето отличается от других: девочки выросли, и в воздухе растворилась и повисла атмосфера влюбленности, или, скорее, грозовое чувство, что эмоции вот-вот выйдут из-под контроля.
Потому что, как ни странно, что-то не так не только с юными героями — со всеми. Младшая девочка увлеклась загадочным соседом (Филипп Авдеев), уединенно живущим на отшибе. Отец вдруг обратил внимание на подругу дочерей, превратившуюся из подростка в роковую красотку (Дарья Жовнер). Мать, все свое время уделявшая детям, чувствует себя ненужной. За видимым благополучием открываются усталость, душевные травмы, которые получаешь, так или иначе, в результате совместного проживания, и теплое лето становится поводом для самоанализа и попытки что-то изменить.
ВЫШЕ НЕБА — очень понятная современная история, думаю, любой зритель может себя идентифицировать с нашими героями. Наверное, в большей степени эта картина — о первой любви, драма взросления и семейная драма… В сюжете абсолютно равноценны и взрослые, и дети. Мы со сценаристом Катей Мавроматис дорабатывали сценарий как раз в сторону взаимного влияния взрослых линий на детские и детских на взрослые, классика — «отцы и дети». Об этом столкновении и кино — насколько родители властны в своих манипуляциях с детьми, насколько они имеют право распоряжаться их судьбами. Насколько дети свободны в возрасте 18-20 лет, когда они уже обладают всеми гражданскими правами, но при этом еще финансово и психологически очень зависимы от родителей. Насколько мы влияем друг на друга, насколько несвободны в этих семейных конструкциях и насколько часто путаем наши роли — Оксана КАРАС, режиссер.
Незаметно для себя мы понимаем, что фильм повествует о сложном: о том, как обманчива спокойная рутина буден. Любая рутина — напоминает режиссер — стоит на вулкане страстей, бесконтрольных, непредсказуемых, создающих драйв жизни. И, согласно этой мысли, она строит свой фильм: в нем волны эмоций вырываются из-под убаюкивающей и благополучной повседневности, повествуя о простых вещах, маленьких константах жизни.
В картине не только психологические тонкости, и многое не столь убедительно получилось. В ней слишком заметно простодушное желание привлечь разного зрителя. Для одних рассыпаны сериальные клише: пасторальные картинки с непременным берегом реки и открыточным венком из полевых цветов, любовные сцены на природе, полеты на дельтаплане как метафора внутренней свободы и прочие незатейливые и приятные глазу штуки.
Для других приготовлены все перипетии классической психологической драмы. В центре сюжета — продуманный конфликт, на грани патологии, повествующий о деспотичной матери, на вид простушке.
Моя героиня все держит под гиперконтролем. Она любит контролировать и не позволяет контролировать другим — надо сказать, что это не такая уж редко встречающая вещь. Мне кажется, такое сочетание как «гиперконтролирующая мать» распространено, и в этом я не вижу ничего плохого, поскольку в чем-то и сама такая. Я тоже та мать, которую порой хочется ударить по голове, и хорошо понимаю людей, которые хотят ее ударить, но понимаю и эту мать. Поэтому мне эта роль очень нравится. Мне кажется, она действительно невыносимый человек, но это очень жизненно. Она манипулятор насколько это возможно, причем очень изобретательный. Человек, который пережимает кислород другим людям в семье. У моей героини гиперконтроль построен на лжи, и эта ложь портит жизнь. Семья — это в принципе такая субстанция, в которой чаще всего один человек контролирует другого. Не могу сказать, что в этом есть что-то плохое. Свобода, любовь нередко в семьях закапывается далеко и глубоко, и хотя с самого начала люди не хотят такого, это происходит постепенно. И постепенно все принимает какие-то инвалидные формы. Отношения редко когда сохраняют исходную чистоту и любовь и не превращаются в то, во что они, например, превратились в нашей истории — Виктория Толстоганова, актриса.
У взрослых и юных есть своя интрига — чтоб всем было интересно. И даже пунктиром пущена детективная линия, связанная с загадочным трупом на берегу.
Словом, фильм балансирует на грани среднего зрительского кино и нетривиальных наблюдений над нашей жизнью. Но может быть очень кстати летним вечером, захватывая актерской игрой и реабилитацией нормальных человеческих эмоций, полузабытых в течении буден.
ВЫШЕ НЕБА
Режиссер: Оксана Карас
Оператор: Сергей Мачильский
Автор сценария: Екатерина Мавроматис
Художник-постановщик: Ульяна Рябова
Художник по костюмам: Татьяна Платонова
Композиторы: Марина Собянина, Артем Федотов, Михаил Морсков
Продюсер: Николай Ларионов
Генеральный продюсер: Рубен Дишдишян
В ролях:
Виктория Толстоганова, Алексей Агранович, Таисия Вилкова, Полина Виторган, Дарья Жовнер, Филипп Авдеев, Ирина Денисова, Анастасия Богатырева, Валентин Самохин, Артем Немов, Григорий Чабан