1 апреля на онлайн-плантформах вышел новый фильм о сумасшедших 60-х: «Джим Маршалл: рок-н-ролл в объективе» — релиз компании «Вольга», посвященный легендарному фотографу.
@Лидия КУЗЬМИНА
1 апреля на онлайн-плантформах вышел новый фильм о сумасшедших 60-х «Джим Маршалл: рок-н-ролл в объективе» (релиз компании «Вольга»), посвященный легендарному фотографу.
Кажется, герой этой картины судьбу не выбирал. Джим Маршалл вырос в Сан-Франциско, который в 50-е стал центром бит-культуры. Он и сам был из тех неприкаянных и колючих подростков, которые меняли время. Начинающий фотограф ходил повсюду, и делал и делал свои снимки.
Не меньше, чем к своей камере, он был романтически привязан к оружию и гоночным автомобилям, но пока не мог их себе позволить. Однажды он сопровождал, почти случайно, Джона Колтрейна на интервью, и сделал несколько фотографий, очень удачных. Когда их увидел Майлз Дэвис, он спросил: «Почему ты меня так не фотографируешь? – А почему ты не позволяешь?». Так началась карьера Маршалла.
Он был самым известным музыкальным фотографом в 60-е – начале 70-х. Сделал сотни тысяч снимков, создал хронику времени. Запечатлел Хейт, Вудсток, Монтерей. Пылающую гитару Хендрикса, неприличный жест Джонни Кэша. Когда смотришь, слышишь гул стадионов. Или – эти кадры нравятся гораздо больше – напротив, ту внутреннюю тишину, которой охвачены идолы. Без инструмента, в частной жизни. Колтрейн на улице: выразительное лицо на первом плане, за его спиной расплывается закатный город. Говорят, это фото – его лучший портрет. Майлз Дэвис на боксерском ринге, во время передышки: напряженное тело, сосредоточенное лицо. Дженис Джоплин в номере отеля, располагающая и грациозная в своей тунике – понимаешь, какой обаятельной она была. Боб Дилан на улице Нью-Йорка, катит колесо от легкового автомобиля. Не только стоп-кадр жизни, но и ее движение и метафора.
Перебирая фотографии, авторы фильма пытаются ответить на вопрос: почему именно он был допущен так близко? Всегда находился в эпицентре событий, за кулисами, в пределах личного пространства. Мог делать фото, которые ему так удавались: герой будто наедине с собой, толпа исчезает, останавливается время. «Маленький злобный человек» меньше всего был комфортным репортером, даже сносным другом. Он все время ссорился с окружением, носил с собой оружие, порой палил из него. Был наркоманом, и карьера его, по большому счету, кончилась тогда, когда его попросили со сцены во время съемки — хотя правда и то, что уже наступили прагматичные 70-е. Если в ходе очередной фотосессии убеждал всех «расслабиться», то вызывал, скорее, иронию: «Он был самым нервным человеком, которого я знал», — вспоминает Майкл Дуглас.
Конечно, ответ на вопрос заключается в том, что он был своим в том безбашенном мире. Но у авторов фильма есть собственная, вполне убедительная версия того, что это значит. Режиссер картины, афробританец Альфред Джордж Бэйли, фотограф и музыкант, начинавший в церковном хоре, подчеркивает, чувствует в Маршалле черты аутсайдера. Акцентирует внимание на трудном детстве, родителях – сирийских эмигрантах, уходе из семьи отца. «В нем была какая-то пустота, которую он не мог заполнить, он страдал от этого», — говорит подруга-журналистка. Внутренняя неустроенность, неосознанный бунт, — все это резонировало с мироощущением поколения молодых нонконформистов, делая его одним из них.
Время хиппи и «Битлз» в восприятии легко и позитивно. В этом ключе, например, создан замечательный «Мое поколение» Дэвида Бэтти, вышедший два года назад. Фильм повествует о свингующем Лондоне, символе лучших лет нашей жизни, и современник событий Майкл Кейн занят в роли рассказчика. В то же время это не полная картина событий. Все диссонансы мира и множество личных травм были в подкорке 60-х, и без горечи и надрыва это запечатлел Джим Маршалл в своих снимках.
ДЖИМ МАРШАЛЛ: РОК-Н-РОЛЛ В ОБЪЕКТИВЕ / SHOW ME THE PICTURE: THE STORY OF JIM MARSHALL
Режиссер: Альфред Джордж Бэйли
Награда Международного кинофестиваля в Сан-Франциско.