обзоры фестивали

Победители 5-го Московского еврейского кинофестиваля

Объявлены победители 5-го Московского еврейского кинофестиваля. Обзор фильмов в журнале «Телекинет»

@Максим Казючиц

Завершившийся 5-й Московский еврейский кинофестиваль представил традиционно широкий спектр фильмов, разнообразных в отношении жанров и тем.
Вопрос о месте женщины в современном мире в последние несколько лет занял стабильную нишу в авторском кино. Дебютный фильм Элирана Малки «Неортодокс» — наглядное и замечательное тому подтверждение.

Несмотря на остросоциальный характер проект в жанровом отношении выдержан в комедийном ключе, что позволяет представить сложную социальную проблему национальных меньшинств иронически. Сефард Яков Коэн, возмущенный исключением родной дочери из школы на том лишь основании, что она не принадлежит к ашкенази, решается изменить Систему. Как истинный демократ он приступает к созданию собственной партии ШАС (реально существующей и вполне активной).

Не менее интересен также дебютный фильм Цевии Баркай «Красная корова», не получивший, к сожалению, призов в рамках фестиваля. Конфликт фильма, несмотря не некоторый схематизм, выстраивается на чрезвычайно важном материале: столкновение отцов и детей и деформация традиционных (религиозных) ценностей в современном мире. Бенни, главная героиня, проживает вместе с отцом в мессианской общине на Западном берегу, так задается остросоциальный вектор для фильма в целом. Дочь, взрослея, сталкивается с экзистенциальным по своей сути выбором: религиозный мир, в котором она выросла, ею воспринимается прежде всего как десакрализированный. Этот секуляристский взгляд режиссер четко формулирует в фильме. Начальный эпизод картины — ранее утро, дочь и отец поднимаются и выполняют привычные рутинные действия. Однако постепенно Бенни невольно задает себе вопрос, в чем смысл ее существования, но рутинные действия не способны дать ей ответ. Роковой вопрос о собственном бытии возникает, когда девушка медленно, но неотвратимо понимает свою амбивалентную природу: она будучи женщиной, испытывает непреодолимую тягу к своему полу. Бенни говорит это даже более безапелляционно: временами она чувствует себя андрогином. Сложный выбор вынужден сделать и отец, осознавший особую природу своего ребенка. Фильм имеет открытый финал: несмотря на изгнание из общины возлюбленной Бенни, он не может вписать природу своей дочери в жесткий ветхозаветный апокалиптический мир. В отличие от Авраама, он не в силах принести в жертву собственного ребенка. Вокруг не пустыня, и бог гораздо дальше, чем во времена Торы.

Документальный внеконкурсный фильм Джеймса Л. Фридмана «Карл Лемле» — безусловная находка отборщиков МЕКФ. Особый интерес привлек именно камерный, сугубо гуманистический взгляд, который позволил увидеть подлинного народного героя в сердце самой негероической индустрии — Голливуда. Карл Лемле для американского, а равного мирового кино, а также всего прогрессивного человечества, фигура ключевая. Если фильм постановщик называет «Карл Лемле», он очевидно не планирует кому-либо что-либо пояснять, какой собственно аспект кипучей жизни этого внешне неброского, но необычайно живого человека, практически создавшего современный Голливуд, будет рассказан и показан.
Карл Лемле создал собственно не Голливуд. Он создал студию, знаменитую Universal, — где в заставке надпись вылетает к зрителю по околоземной орбите, а самой ранней версии — крошечный самолет Би-2, — первоначально один из «майноров», как их тогда называли, чтобы отличать от «мейджоров» вроде МГМ. Лемле сделал гораздо больше: он, вернее вся его карьера, его гражданские поступки, как сейчас говорят, социально значимые действия, вся его жизнь была прецедентом борьбы за любимое дело и любимых людей.
Для создания «Карла Лемле» в распоряжении Фридмана, райтера и продюсера на ТВ и кино с 25-летним стажем, были мощные ресурсы: от архивных материалов студий до домашних кино- и видеоархивов семьи знаменитого продюсера.
Классическая структура фильма предполагает большую работу по отбору героев, которые дадут интервью. Среди тех, кто специально согласился — внучка Лемле, представители нынешней Юниверсал, а также те, сегодня совсем пожилые люди, которых Карл спас от гибели в годы Второй мировой.
Собственно, фильм рассказывает об этой, человеческой стороне жизни знаменитого продюсера и гениального управленца. Лемле приходит в кинобизнес в сорок с небольшим в качестве прокатчика. Тогда в 20-х в Америке царило «никельодеоновое безумие», как, прочем и в Европе, кинотеатры, никеольодеоны, названные так по стоимости входного билета: «никель», 25 центов. Здесь проходит водораздел, за которым начинается Голливуд. Главным оппонентом «независимых», группы студий, не входивших в состав медиагигантов-мейджоров, стал трест Томаса Эдиссона. Знаменитый изобретатель обладал львиной долей патентов на разные узлы киноаппаратов, его специально нанятые люди с большой охотой разъезжали по Америке и громили кинопроекторы тех, кто не желал платить за патент.
Лемле в 30-е, знаменит тем, что первым сделал ставку на фильмы ужасов. Только благодаря его мощной энергии появляются такие фильмы как «Франкенштейн» , Невеста Франкенштейна, Мумия и многие другие. Поскольку возможности авторов были широки, в фильме появляются редкие архивные материалы. Впечатляет интервью с Борисом Карлоффом, гениальным исполнителем Франкенштейна и Мумии, здесь он в лучших традициях театра переживания рассказывает о зерне роли знаменитого, вероятно, первого в звуковом кино ожившего (или ходячего?) мертвеца. Франкенштейн — фактически ветхозаветный Адам, абсолютно чистое существо, которое познает пугающий мир людей.
Однако Карл Лемле, пионер, один из основоположников Голливуда, вошел в историю послевоенной Европы как подлинный гуманист. «Дядюшка Карл» был богат не только друзьями, но обременен многочисленными родственниками. Сам он, выходец из Германии, эмигрант в первом поколении, прибывший в Новый свет, который стал для него новым домом. Непотизм, желание устроить в мире жесткой конкуренции и неограниченных возможностей как можно больше родственников — стремление более чем понятное. Как бы то ни было Юниверсал прославилась среди прочего еще и родней Лемле, которая работала на всех позициях от уборщика до дирекции.
Карл Лемле, оптимист, человек неутомимого духа и несгибаемой воли, оказался в меньшинстве прозорливых, кто еще в середине 30-х осознал, что такое Адольф Гитлер.
И здесь начинается подлинная история великого подвига Карла Лемле. Он начал предоставлять возможности евреям, пытавшимся покинуть Германию. Вначале друзьям, затем друзьям друзей. Правительство США ввело ограничения для евреев, желающих спасти свою жизнь (справедливости ради надо сказать, что большинство стран отказало им во въезде), — Лемле продолжил, он платил, где надо было платить, вносил залоговые депозиты, где надо, и оформлял, оформлял документы на въезд. Когда правительство США запретило, он стоял против государства и привозил, и привозил людей. В фильме несколько замечательных интервью членов семей, которым помог Лемле и который никогда не просил об ответных услугах.
Фильм завершается вскоре после войны, когда наступает эра новых технологий — широкоэкранного кино, стереофонического звука и пр. Сын Леммле не обладал мудростью отца и, вступив в неравную гонку бюджетов с MGM, проиграл. Отец и сын больше не занимались кинобизнесом. Однако Карл Лемле навсегда остался законодателем Голливуда и одним из основателем грандиозной индустрии американского кино.

Mjff

Призы в главных номинациях Конкурса распределились следующим образом:  

Лучший фильм — “Неортодокс”, режиссер Элиран Малка;

Лучший полнометражный документальный фильм — “Адвокат”, режиссер Рэйчел Ли Джонс;

Лучший короткометражный документальный фильм — “Сын моего отца”, режиссер Гиллель Рейт;

Лучший короткометражный игровой фильм — “Травелог Тель-Авив”, режиссер Самюэл Патти;

Приз жюри — “В прах”, режиссер Шон Снайдер.

Приз имени Якова Каллера за лучший российский фильм года на еврейскую тематику получила картина Алексея Федорченко “Война Анны”.

Впервые был вручен специальный приз “Выбор оргкомитета 5-го Московского еврейского кинофестиваля” режиссеру Нине Пэйли, автору анимационного полнометражного фильма “Седер-Мазохизм”.

Главный раввин России Берл Лараз вручил режиссеру фильма «Сефарад» Луису Исмаэлю специальный приз 5-го Московского еврейского фестиваля «За вклад в сохранение сефардской культуры и истории».

Напомним, что на открытии 5-го МЕКФ общественный совет фестиваля вручил почетный приз за выдающийся вклад в развитие еврейского кино в России режиссеру Дмитрию Астрахану.

Curtesy of MJFF
Curtesy of MJFF

Жюри 5-го МЕКФ возглавил Тимур Вайнштейн, под его председательством работали члены жюри основного конкурса Артем Васильев, Нигина Сайфуллаева, Стивен Мао, Светлана Устинова, Никита Лаврецкий, Жаклин Семха Гмах, Ник Холдсворт; члены жюри документального кино Евгений Гиндилис, Георгий Молодцов, Денис Катаев; члены жюри короткометражного игрового кино Дмитрий Якунин, Кирилл Васильев и Янна Буряк.

Торжественная церемония награждения победителей прошла 30 июня в кинотеатре “Космос” сети Москино. Закончился вечер показом фильма Квентина Тарантино “Бесславные ублюдки”, который вернулся на большой экран впервые за 10 лет.

Обычно мы ждем от кино на национальную тематику совершенно разных эмоций. Я посмотрел все фильмы программы и, к своему счастью, испытал всю палитру эмоций. В финале фильма “Звезда вышитая вручную” у меня текли слезы, я непрерывно хохотал, пока смотрел фильм “Двойное свидание”, у меня скрежетали зубы, я возненавидел все, что происходило на экране, когда смотрел “Наци VR”, я был эмоционально раздавлен после просмотра “Вальс Вальдхайма”. О каждом фильме программы можно говорить бесконечно. Огромное спасибо за это отборщикам и оргкомитету фестиваля, — Тимур Вайнштейн, председатель жюри 5-го МЕКФ, генеральный продюсер телекомпании НТВ.

Curtesy of MJFF
Curtesy of MJFF

В рамках фестиваля было организовано более 35 показов фильмов конкурсной и внеконкурсной программ. В программу фестиваля 2019 года вошли такие яркие картины, как короткометражный фильм “Кожа” Гая Наттива, получившего премию “Оскар” в 2019 году; экранизация автобиографии обладателя Гонкуровской премии Ромена Гари “Обещание на рассвете”, провокационные документальные фильмы “Джонатан Агасси спас мне жизнь”, “Король Биби”, “Красная корова”, черная комедия “ В прах”, анимационная ироническая картина “Седер-Мазохизм”. Состоялись ретроспективные показы фильмов “Обыкновенный фашизм” Михаила Ромма, “Бесславные ублюдки” Квентина Тарантино, “Из ада в ад” Дмитрия Астрахана.

Более 30 образовательных мероприятий 5-го МЕКФ были организованы при поддержке фонда “Генезис”.

Фестиваль проходил на восьми культурных площадках столицы: киноцентре “Октябрь”, кинотеатре “Космос”, кинотеатре “Звезда”, ЦДК, ГУМ Кинозале, Еврейском музее и центре толерантности, Московском еврейском общинном центре, издательстве Книжники.

Curtesy of MJFF
Curtesy of MJFF

Генеральные партнеры фестиваля: Федерация еврейских общин России, фонд Blavatnik Family Foundation, фонд «Генезис», фонд Ark Foundation, проект «КАРО.Арт», сеть кинотеатров Москино, Azimut Hotel, Еврейский музей и центр толерантности

Официальные партнеры фестиваля: Российский Еврейский Конгресс, Центр документального кино, ГУМ Кинозал, Образовательная конференция «Лимуд. Москва», Еврейское агентство Сохнут, Еврейский деловой клуб «Соломон», Посольство США в России, АБ-ТВ продакшн, Типография «Шико Дизайн»

Генеральные информационные партнеры фестиваля: информационное агентство ТАСС, журнал «Искусство кино», The Village, Кино-театр.ру, журнал «Русский пионер», телеканал RTVI, журнал «Москва – Ерушалаим», билетный агрегатор Киноход

Официальные информационные партнеры фестиваля: Time Out, Kinoafisha.info, The Vanderlust, молодежная еврейская организация «Гилель», STMEGI, Jevents

Линейные партнеры фестиваля: Посольство государства Израиль в РФ, Польский культурный центр, Чешский центр, ГК Oasis, ВМС Ипотека и финансы, Академия Российского телевидения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *