9 сентября в Казани завершился XIX Международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК). Лидия Кузьмина об основных событиях и фильмах-призерах
9 сентября в Казани завершился XIX Международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК). Лидия Кузьмина об основных событиях и фильмах-призерах. Мы позволили себе спойлеры к фильмам, которые не появятся в прокате. В ряду других фестивалей место Казанского фестиваля можно обозначить так: он знакомит зрителей и профессионалов с качественным кино стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Балкан. Только в конкурсных программах было представлено более 50 картин из разных стран. Кроме того, КМФМК стал важной площадкой для бизнес-контактов, в частности, здесь ежегодно проходит питчинг, где выбирают проекты для копродукции с Татарстаном. На месте и все атрибуты культурного события и праздника для принимающей стороны: встречи со звездами, ретроспективы и мастер-классы. В этом году новые картины представляли Равшана Куркова («Я делаю шаг», реж. Ольга Акатьева, картина выходит в прокат в сентябре ), сербский актер Даниэль Ковачевич («Тут все свои», реж. Юрий Суходольский, фильм в прокате с конца сентября), якутская певица Валентина Романова-Чыскыырай («Чыскыырай — женщина Саха», документальный, реж. Людмила Кудряшова).
Прекрасная тунисская актриса Вахида Дриди была в центре внимания везде, где появлялась. На следующий фестиваль, кстати, она привезет пакет тунисских фильмов. Особый почетный гость фестиваля — Эмир Кустурица. Мэтр сильно повзрослел, обрел буржуазную элегантность и аккуратную стрижку, был вежлив. Однако те, кто помнит прежнего Кустурицу, немного скучали. Сербско-боснийский режиссер предварил своим выступлением показ картины «По млечному пути», а на закрытии вручил один из призов.
Завершающая церемония традиционно прошла в городской Ратуше, роскошном здании XIX века в стиле классицизма, жюри назвало победителей.
Главный приз и награду за лучшую женскую роль получила иранская картина Бехруза Шоайби «Без предварительной договоренности». Шоайби — то, что называется крепкий профессионал, актер, режиссер, автор нескольких сериалов, телевизионных фильмов и четырех полнометражных картин. Все его работы посвящены семейным отношениям, которые отражаются в зеркале детских переживаний. Наиболее известен полнометражный дебют Шоайби «Коридор» (2013), о мальчике Али, которого воспитывает мама, а папа стал изгоем: он сидит в тюрьме за убийство, при этом семья убитого вынашивает планы кровной мести. Героиня нового фильма режиссера — благополучная иранка Ясмин (актриса Пега Ахангарани, напомним, она победила в номинации «Лучшая женская роль»), она давно живет в Германии и работает врачом в одной из клиник. Когда умирает ее отец, она приезжает в Иран на похороны. С отцом они не виделись и не общались много лет, с тех пор как мама увезла ее из страны. Воспоминания детства, связанные, как мы можем догадаться, с войной, травматичны. Ясмин спешит уладить дела с наследством и уехать домой, тем более, что ее сын не вполне здоров (у него подозревают аутизм), и поездка для него трудна. Между тем режиссер погружает зрителей в мир, одухотворенный культурой: отец героини был архитектором, керамистом и педагогом. Его ценят ученики, они пытаются донести до героини, что для многих он был мудрым другом и наставником. Интрига же заключается в том, что один из них — красавец- архитектор, подделал завещание, включив в него Ясмин, чтобы она приехала на родину. Ему кажется, что учитель хотел бы этого, и он делает, что должно. Героиня невольно вовлекается в человеческие связи, окружавшие ее отца. Возможно, она примирится с прошлым, а сын найдет здесь новую родину. Автор легко сочетает мелодраматическую интригу с поэтичными картинами повседневности, рисует мир традиционной семьи, в которой любят своих родных вне зависимости от расстояния и частоты встреч. Тем самым он предлагает идеальное путешествие для зрителей — горожан, уставших от стремительного ритма жизни и накопленных ошибок. Картина создана в европейской манере, она представляет Иран, понятный иностранцу, и отлично смотрится не только как авторское, но и как камерное зрительское кино.
Приз за лучшую режиссуру по праву достался индийской картине Роми Мейтея «Наш дом». Фамилия режиссера совпадает с названием народа, который населяет его родной штат Манипур, его картины созданы с искренним беспокойством о бедняках родного региона, людях, буквально вынужденных бороться за существование. Манипур, северо-восточный регион на границе с Мьянмой, принадлежит к проблемным в Индии, известен своей криминальной обстановкой и сепаратистскими настроениями. Следует заметить, что Мертей — не только интересный режиссер социально-поэтического кино, но и активный участник гражданских инициатив в своем штате. Так, он председатель фонда Mamim Thawan, целью которого является «поддержание благосостояния» Манипура. Картину «Наш дом» он создал по собственному сценарию, многие эпизоды снял как оператор. В центре внимания — жизнь маленькой рыбацкой деревни на берегах озера Локтак. Лирическим настроением окутаны картины природы и быта, основные цвета — серый и зеленый, цвет болотистых берегов со скромной растительностью, темной воды озера, хмурого неба. Остроносые лодки напоминают детские кораблики, рыбаки склоняются над водой, и их конусообразные «вьетнамские» шляпы нонла выглядят как светлые зонтики на озерной глади. Пасторальные пейзажи обманчивы, жизнь каждой семьи здесь драматична. Главный герой — школьник Чаорен, сообразительный, молчаливый и старательный ребенок. У него нестарые симпатичные родители, отец на лодке каждый день отвозит мальчика в школу. Чаорен лучший ученик, кажется, что он цепляется за возможность учиться, как за соломинку, которая связывает его с какой-то лучшей жизнью. Юный герой выиграл местную математическую олимпиаду, и готовится участвовать в общенациональной. Но проблема в том, что любое непредвиденное обстоятельство способно разрушить жизнь бедных людей, которые едва сводят концы с концами и существуют за счет того, что дает им природа: рыба, плоды. Болезнь отца, чужаки (напомним, в штате опасная криминально-террористическая обстановка) на моторных лодках, случайно порвавшие сети в озере, разоряют семейство. Мальчик сопротивляется обстоятельствам до последнего. Когда родители продали лодку, он добирается до школы вплавь. Ему приходится плыть даже на важное событие в своей жизни — на встречу со школьным учителем, который отвезет его на олимпиаду; наверняка в тот день он преодолел одну из самых сложных дистанций в жизни. Мы, правда, не узнаем, чем кончилась олимпиада. В этом и прелесть картины — она не столько рассказывает связную историю, сколько наблюдает за героями, улавливая главную линию их жизни: попытки устоять в нестабильной и опасной среде, дрейф от одного внезапного события до другого. История с олимпиадой соседствует с очередной попыткой властей выселить людей из поселка, который считается опасными трущобами. В финале мальчика везут вместе с родителями в машине, его пугают звуки города — читай: звуки жизни вообще — и он закрывает уши руками. Удивительно, но картина не оставляет зрителя в безысходности, поскольку создана не в назидание, а с намерением показать обычную жизнь — и она продолжается.
Одной из самых упоминаемых на фестивале была российская картина «Ада» Станислава Светлова, созданная на студии ВГИК-дебют. Она уже известна, поскольку была показана на Московском кинофестивале, замечена кинокритиками. В конкурсе Казанского фестиваля ее появление ожидаемо, по меньшей мере, из-за участия в ней Дениса Осокина (соавтор сценария). Мы знаем его как сценариста знаковых в российском кино картин «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко. А в Казани он — коренной татарстанец, уважаемый литератор. Денис также долгое время работал на республиканском ТВ, продвигая национальную культуру и фольклористику. Его литературное и сценарное творчество, в целом — единый рассказ о мистической связи между природой и человеком, между национальной народной культурой, насчитывающей много тысячелетий, и современными людьми. Мотивы сказок и легенд вплетены в жизнь обыкновенных, ничем не примечательных людей. «Ада» — тонкая интерпретация сказок Дениса Осокина. В название вынесено имя главной героини, девочки-подростка (органичная актерская работа Марии Кожуханцевой). Она живет с мамой (Ольга Озоллапиня) в небольшом поселке, и у нее свои детские страхи: Ада, например, не знает отца, и ее это пугает. Она пишет ему письма, не указывая адрес, а заодно и всем живым существам, с которыми хотела бы поговорить — птицам и рыбам. Письма возвращают маме с почты, но Ада об этом не знает, а мама не удивляется: в детстве всегда не помешает немного волшебства. Ада, на самом деле переживает простые житейские события: смерть старого пса, любовный роман мамы с учителем, рождение сводного брата (или сестры), первую любовь. Но воображение, или чуткость к мистическому, защищает девочку от грубой реальности и помогает взрослеть. В «Аде», впрочем, и взрослые открыты к необычному, и в этом правы. Возможно, главная тема фильма — переживание травмы, попытка привыкнуть к смерти близких (мама Ады тоскует по умершим родителям) или к разлуке с ними (Ада переживает отсутствие отца). Воображаемые киты и золотые рыбки, фарфоровая статуэтка, в которую переселилась душа собаки, тропинки и овраги, по которым ходили десять поколений до Ады и ее мамы — и, наверное, будут ходить после — все это дверь в неведомое, в мир, где все возможно, даже встреча с любимыми людьми, где бы они ни находились. Камерная поэтичная картина заслуживает внимания, она получила награду за операторскую работу (Павлу Медведеву), а также приз жюри всемирной организации по продвижению азиатского кино НЕТПАК.
Жюри Гильдии киноведов и кинокритиков отметило документальную картину «Чечня и мир» Дмитрия Семибратова, затрагивающую важную тему — о заживлении ран войны. После двух чеченских войн леса республики покинули животные, постепенно они возвращаются в родные места.
КМФМК завершился на предъюбилейной ноте — следующий Казанский фестиваль будет 20-м по счету, и к нему будут готовиться с особым размахом. Будем надеяться и на «урожай» отличных картин.
One Reply to “МКФ мусульманского кино закрыли”