14 сентября в российский прокат выходит социальная драма «Звук свободы» Алехандро Монтеверде. За что фильм похвалили и изругали, выяснял Максим Казючиц
@Максим КАЗЮЧИЦ
14 сентября в российский прокат выходит социальная драма «Звук свободы». Накануне 11 сентября кинопрокатная компания Атмосфера кино провела светскую премьеру в культовом кинотеатре Художественный.
С первыми зрителями в формате public-talk картину обсудили журналисты Ксения Собчак и Александр Акулиничев. Они отметили, что сюжет фильма основан на реальной истории Тима Балларда — бывшего государственного агента, который начал свою собственную операцию против торговли детьми в Латинской Америке.
Примечательно, что сам Баллард и продюсеры фильма видели исполнителем главной роли исключительно Джима Кэвизела, известного по роли Иисуса Христа в фильме «Страсти Христовы».
Фильм о подразделении ФБР по борьбе с организованной торговлей детьми, — вернее, о его руководителе, ставшем на путь одинокого рейнджера, — был обречен стать по крайней мере дискуссионным. И он стал. Впрочем, не только проблемная тема. 130-минутный проект создавался для максимального охвата всех доступных целевых аудиторий и фестивальной, и массовой. Об этом недвусмысленно говорит назидательный тон и завидный в старомодном упорстве акцент на общехристианские ценности. Видимо, по этой причине выбор пал на Джеймса Кэвизела, известного, главным образом, по роли Иешуа Га-Ноцри из небезызвестного проекта Мэла Гибсона.
Прокат фильма оказался впечатляющим. На данный момент релиз занимает 13-е место среди самых кассовых фильмов 2023 года в североамериканском прокате, опережая блокбастеры с высокими бюджетами и звездным кастингом. Судите сами: сборы в США более 180 млн. долларов при бюджете лишь 14 млн. долларов.
Сама по себе концепция и даже визуальный стиль «Звука свободы» имеет крепкие голливудские корни. Американское зрительское кино, казалось бы, коммерческий сектор, оно всегда по первому требованию вступало в коллаборацию с государственными идеями. Как не вспомнить 30-е, когда разгул преступности в США достиг апогея — фильмы, сегодня культовые, синифилические, такие как «Ангелы с грязными лицами», «Тупик» и другие несли чёткие государства месседж: народ Америки не потерпит преступность на улицах. В 50-е на фоне холодной войны вышел аналогичный большой блок фильмов на самые разные темы, где главный посыл состоял в том, что демократическое общество это место , где каждый сверчок знает свою печку. Американское общество, как и наше, строилось государством с помощью кино.
Для фильма Алехандро Монтеверде есть точное жанровое определение из времен СССР — художественно-документальное кино. В таком кино удельный вес месседжа обычно превышал вес художественного решения.
Месседж «Звука свободы» более чем благородный, он понятен с первых минут. Мы узнаем о моральном неравнодушии героя и как он неизбежно выходит за рамки должностных полномочий. Собственно говоря, фильм построен по принципу тезы и антитезы: две части — две истории спасения двух детей из Гондураса, оказавшихся в сексуальном рабстве в Колумбии.
В первой половине Тим Баллард спасет маленького мальчика, заодно разоблачив очередную ячейку педофилов-работорговцев. Однако вторая часть — история несанкционированной операции: пообещав ребенку спасти его сестру, Баллард отправляет в Колумбию. Эта основная часть фильма дает и жанровый простор. Тут фэбээровец вкупе с морально раскаявшимся наркоторговцем Вампиро (Билл Кэмп) выходят один на один против работорговцев.
По поводу фильма было сломано в зарубежной прессе немало копий, в основном потому, что публицистическая ценность проекта многократно превосходила художественную. Для США сегодня фильм о христианских или по крайней мере традиционных, как говорится, ценностях — роскошь. Церковь неумолимо проигрывает очки Гендеру. Чем еще объяснить, что прохристианские организации, каких немало в Америке, выкупали целые залы, с тем чтобы распространять билеты на фильм среди неимущих. Поскольку сегодня в тренде образы, связанные с гендерным осознанием, то есть бренной плотью, то разговоры о вечной жизни и символах ее, автоматически выносятся за скобки. В этом смысле путь главного героя, переходящего по сути дела на положение нелегального мстителя, стоящего над законном, — скорее грустный факт, который режиссёр, разумеется, не планировал в качестве авторского послания.
Баллард и двое спасённых детей по большому счёту оказались никому не нужны. Не случайно, непосредственный начальник Тима очень здраво советует тому отказаться от самостоятельной спасательной операции, ведь официальные правоохранительные структуры ни в Америке, ни в Колумбии, ни где бы то ни было ещё просто не рассчитаны на спасение человеческой жизни, но на борьбу с преступностью. Борьба с преступностью измерима, она калькулируется и конвертируется в статистические данные, которыми исполнительная власть потом отчитывается перед правительством, а правительство, в идеале, — перед народом. В таком контексте детская жизнь оказывается не удел: ребенок не имеет паспорта и не может голосовать за народного избранника, им нельзя заткнуть дыры на передовой, дети не могут кардинально изменить общественное мнение, как и государственный строй, они не опасны, а, стало быть, бесполезны. Заявления о том, что дети — это будущее (таков прискорбный вывод из фильма Монтеверде) остаются по-прежнему пустым звуком.
«Звук свободы» — неоднозначный проект, оказавшийся неожиданно не слишком актуальным для современной социальной и политической повестки. Он не попал в зрительское кино, бессмысленно его оценивать и с позиций конъюнктуры фестивального кино. Хотя так, собственно, и поступило большинство зарубежных и российских авторов рецензий.
Сегодня из России это особенно заметно, фильм — лакмусовая бумажка современного общества, которое словно пришло из легенды о Великом Инквизиторе. В мире по обе стороны океана для бога и «малых сих» места нет. В «Звуке свободы» по крайней мере эта мысль звучит вполне даже отчетливо.
ЗВУК СВОБОДЫ
В кино с 14 сентября
Основано на реальных событиях
Жанр:
Триллер, экшен
Режиссёр:
Алехандро Гомес Монтеверде
Сценарий:
Род Барр, Алехандро Гомес Монтеверде
Продюсеры:
Эдуардо Верастеги, Лукас Бенкен, Камило Буендия
Оператор:
Горка Гомес Андреу
Композитор:
Хавьер Наваррете
В ролях:
Джеймс Кэвизел, Билл Кэмп, Мира Сорвино, Кристал Апарисио, Хавьер Годино, Лукас Авило, Йессика Перриман, Мэнни Перес, Эдуардо Верастеги, Сэмюэл Ливингстон, Густаво Санчес Парра
Сборы в США: $180 587 629
Рейтинг одобрения Rotten Tomatoes: 99%