Фильм Эмили Атеф «Три дня с Роми Шнайдер», история о мастерстве, одиночестве и экзистенциальном выборе. К 85-летию великой актрисы
@Елена УЛЬЯНОВА
Фильм «Три дня в Кибероне» (в российском прокате — «Три дня с Роми Шнайдер») немецкого режиссера Эмили Атеф. Картина в свое время была показана на ММКФ-2018. Действие фильма происходит в 1981 году. В спа-отеле на полуострове Киберон от глаз общественности прячется знаменитая европейская кинозвезда Роми Шнайдер. Уже несколько месяцев она находится в депрессивном состоянии. К ней приезжает лучшая подруга, надеющаяся помочь Шнайдер выбраться из глубокой психологической ямы. Вскоре в отеле появляются журналист и фотограф немецкого журнала «Штерн», которые должны добыть сенсационное интервью со звездой. Между актрисой на грани нервного срыва и амбициозным журналистом начинается опасная и увлекательная психологическая игра.
По меткому слову журналиста, каждый из них хочет от Роми чего-то для себя — фотограф Ричард знаком с актрисой давно и столь же давно влюблен в нее, подруга Хильде — некрасивая и не успешная — греется в лучах славы актрисы, сам Майкл Юргс мечтает об интервью, которое взорвет мир и принесет ему известность и деньги. Да, с этого начинается разговор, с таким посылом он идет добрую половину фильма (фотограф даже несколько раз останавливает журналиста, когда тот задает слишком провокационные вопросы). Но три дня, проведенные вместе, что-то меняют в душе каждого из героев, и журналист уже готов дать Роми интервью на подпись с предложением вычеркнуть то, что она не хотела бы предавать гласности, фотограф (сделавший, как известно, более пятиста снимков) опубликовал только хорошие, все более личные сохранил лишь в семейном архиве. Подруга, поначалу взбрыкнувшая на сложный характер Роми и намеревавшаяся уехать, остается, а сама актриса пишет на принесенном ей на подпись интервью «У меня все хорошо, я буду жить долго и счастливо»…
Наибольшее развитие из героев претерпевает, конечно, журналист. Он единственный не знаком с Роми лично и поначалу готов идти по трупам, чтобы вытащить на обозрение публики жареные факты. Некий «дьявол в мелочах» — искушающий, провоцирующий, лгущий, он постепенно меняет свое отношение к актрисе, к ситуации и меняется сам. И даже кажется, все хорошо — Роми подвернула ногу и получила передышку от съемок, возможность пообщаться с детьми (на последних фото, сделанных Любеком, она расслабленная и умиротворенная); фотограф счастлив — они с актрисой вспомнили молодость, очень о многом поговорили, их связь, скорее душевная и духовная, чем плотская (подробностей проведенной ими вместе ночи нам, к счастью, не показали), журналист присылает интервью на подпись. Все хорошо, и все плохо, потому что Бога в душе никого из этих людей нет, и депрессия, ненадолго отпустившая Шнайдер, вскоре вспыхнет с новой силой — меньше чем через годы актрисы не станет…
«Я наполовину француженка, родилась в Берлине, жила во Франции, когда Роми Шнайдер была очень популярна. Она меня интересовала, но ее фанаткой я никогда не была. Идея фильма родилась у продюсера Карстена Штетера, который, к сожалению, уже умер. Он был знаком с актрисой Мари Боймер, которая очень похожа на Роми Шнайдер не только внешне, но даже голосом. Карстен был не единственным, кто замечал это свойство. Мари рассказывала, что ей с 16 лет говорили, что она могла бы сыграть Роми Шнайдер, но она постоянно отказывалась, говорила, что не хочет сниматься в байопике и могла бы сыграть разве что уже зрелую Роми Шнайдер. Тогда мы и придумали эту историю», — Эмили Атеф, режиссер.
Кто знает, ищи она успокоение не в вине и таблетках, а в вере и молитве, может быть, все сложилось бы иначе, но — не сбылось. Три дня в Кибероне останутся в воспоминаниях их участников светлыми моментами, которые мы и увидим в итоге на экране. Черно-белая картина по стилистике очень напоминает фильмы того времени, о котором рассказывает и даже чуть более ранние (меня почему-то отнесло к Годару), и это хорошо, потому что полутона и недосказанность — то, что делает эту киноленту поэтичной, наполняет ее внутренним смыслом и глубиной, дает почувствовать всю трагедию Роми Шнайдер и внутреннюю борьбу каждого из героев.
Хочется отметить потрясающую актерскую работу Марий Боймер (Роми) и Чарли Хюбнера (Любек), и именно в дуэте — эта обоюдная нежность, легкое подтрунивание друг над другом и над самим собой — это дает картине очень многое. Ощущение, что герои знают и понимают друг друга с полуслова и это понимание намного глубже, чем показано. То, как Гюнтер смотрит на Роми, как ловит ее лицо в объектив, как потом уговаривает, что все хорошо, и она прекрасна — это потрясающе. Такое нельзя сыграть, это нужно прожить. Они оба это проживают, и мы верим — каждому по отдельности и обоим вместе.
«Три дня с Роми Шнайдер», в мировом прокате ТРИ ДНЯ В КИБЕРОНЕ, 2018, Германия/Австрия/Франция
Автор сценария и режиссер Эмили Атеф
Оператор Томас В. Киннаст
Художник Зильке Фишер
Музыка Кристоф М. Кайзер, Юлиан Мас
Продюсер Карстен Штётер
В ролях: Мари Боймер, Биргит Минихмайр, Харли (Чарли) Хюбнер, Роберт Гвисдек, Дени Лаван