17 сентября оскароносцу Владимиру Меньшову исполняется 80 лет. В преддверие события в пресс-центре «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция режиссёра Владимира Меньшова, приуроченная к юбилею мастера. Об «Оскаре», судьбе российского кино, ВГИКе и творческих планах – читайте в материале журнала «Телекинет», подготовленного Ксенией Масленниковой.
По итогам пресс-конференции можно выделить большой блок вопросов, касающихся настоящего и будущего российского кино. Так, например, была поднята проблема современного детского кино, если быть точным, его отсутствия. Ответ оказался прост – на сегодняшний день детское кино неспособно «вернуть» деньги, выделенные на его производство. В СССР была сильная детская литература и сильные детские фильмы. В наше время спрос на подобное кино отсутствует, дети в основном переместились в Интернет, и там ищут приключений и общения. Режиссёр знает об этой проблеме не понаслышке – отвечая на вопрос, он ссылался на опыт своих внуков.
На вопрос о пропаганде в российских фильмах, мэтр ответил, что любой талантливый фильм (или любое другое явление), сделанный хорошо и качественно является популяризацией своей страны, демонстрируя её творческий и интеллектуальный потенциал.
Владимир Меньшов поделился опытом работы с Тимуром Бекмамбетовым: «Работать с ним было очень интересно!». Владимир Валентинович назвал режиссёра «очень серьёзным явлением в нашем кино». Одним из важных его качеств мастер считает его умение работать с компьютерными технологиями и грамотно применять.
Не обошла пресса стороной и тему «Оскара». Один из журналистов предложил пофантазировать и предположить, взял бы сейчас «Москва слезам не верит» золотую статуэтку, или нет. Но, как мы знаем, история не знает сослагательного наклонения. На вопрос, почему фильм победил и какие критерии отбора были тогда, Меньшов ответил, что одним из главных критериев был тот факт, что картина понравилась членам политбюро и Леониду Брежневу. Ленту послали без всяких надежд, и победа в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» произвела «эффект разорвавшейся бомбы».
На сегодняшний день существует комиссия, которая отбирает кандидатов на данную номинацию. Были попытки анализировать победителей прошлых лет и пробовать выдвигать картины на похожую тему. Так, к примеру, давно выявлено, что особым успехом на «Оскаре» пользуются фильмы на тему Холокоста. В прошлом году от России выдвигался «Собибор» (2018) Константина Хабенского, даже не попавший в шорт-лист номинации. По мнению Меньшова. критерий в отборе фильма на номинацию «Оскара» в данной категории очень прост – «Надо искать самое лучшее у себя, а там как Бог даст».
В контексте разговора об «Оскаре» в фокусе не мог не оказаться прецедент, случившийся в 2011 году. Владимир Меньшов – единственный, кто был не согласен с выдвижением от России фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2» на премию Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Своё решение мэтр объяснил достаточно объективными факторами – фильм провалился в прокате, не имел отклика за рубежом, не имел никаких наград. В это же время на Каннском фестивале успех имеет фильм Андрея Звягинцева «Елена», а Венецианский фестиваль покоряет «Фауст» Александра Сокурова.
Поделился Владимир Меньшов и творческими планами на будущее. Сейчас он очень редко снимает фильмы (между фильмами «Любовь и голуби» и «Шырли-мырли» пропасть в 11 лет). Было желание снять масштабную костюмную ленту о периоде перед Первой Мировой войной. Всё было готово для производства – утверждены актёры, приглашён оператор Вадим Юсов, изготовлены костюмы. Даже был снят фрагмент для демонстрации потенциала фильма. Но, съёмки пришлось заморозить в связи с недостатком средств (это очень большая проблема масштабных исторических картин – прим.).
Сейчас Владимир Валентинович снимает документальную ленту о ВГИКе к столетию института. В связи с этим, режиссёр рассказал очень интересную историю. Когда-то Меньшову поручили сделать документальный фильм к пятидесятилетию ВГИКа. Был готов очень хороший материал, но его забраковала Тамара Макарова. Нынешнюю работу режиссёр считает своеобразным реваншем.
Режиссёр тесно связан со ВГИКом. Институт сыграл очень важную роль в определении профессии будущего мэтра. В период сдачи экзаменов Меньшов жил во ВГИКовском общежитии. И именно тогда он напитался той творческой кинематографической атмосферой и понял, что это – его мир.
Сейчас Владимир Валентинович ведёт в институте актёрско-режиссёрскую мастерскую. Мастер посетовал на трудности высшего образования. В первую очередь, они связаны с неспособностью абитуриентов его оплатить. При большом количестве желающих и действительно талантливых ребят на мастерскую выделяют около семи бюджетных мест.
О своём методе обучения мэтр говорит, что учит студентов жизни. «Если есть мощная личность с принципами, то она перерастёт в большое кино». Также Владимир Меньшов отметил, что сейчас очень трудно пробиться в большое кино, что Москва и Санкт-Петербург перегружены кадрами, и нужно осваивать другие города.
Редакция и авторский коллектив журнала «Телекинет» поздравляет Владимира Меньшова с юбилеем!