обзоры

В горах мое сердце: Рустам Хамдамов

Текст Нины Спутницкой о короткометражном фильме Хамдамова «В горах мое сердце» для совместного проекта Музея кино и ВГИКа «Ты помнишь, как всё начиналось…» о фильмах  культовых отечественных режиссеров-выпускников ВГИКа — одной из старейших киношкол мира и главной киношколы России

@Нина Спутницкая

В учебной работе студента мастерской Григория Чухрая Рустама Хамдамова уже в полной мере проявился не просто интерес к теме немого кино и широкий артистический диапазон будущего режиссера, но умение воссоздать на экране фактуру Серебряного века, превратить зримые образы в тактильные, насытить пространство кадра уникальными рукотворными арт-объектами.  Импульсом для авторской, остроумной и вместе с тем глубоко интимной  картины стала одноименная пьеса Уильяма Сарояна – американского писателя армянского происхождения. Тема странствующего творца, изгнанника, мудреца бесконечно одинокого, но счастливо возвышающегося над реальностью – всегда определяла творчество Хамдамова.

V gorah mojo

Поэтическая кинофантазия «В горах мое сердце» долгое время оставалась «под замком», не прокатывалась в кинотеатрах, не транслировалась по ТВ и была известна только в узких профессиональных кругах. Но влияние поэтики Хамдамова на целое тематическо-стилевое направление фильмов-ретро в российском кино 1970-90-х гг. бесспорно. Дребезг трамвая, стук каблучков, шорох платьев, звон посуды, скрип велосипедных колес, утренний туман и шепот вечернего ветерка – экранизированы с тщанием и трепетом. Будучи ярким воплощением идей и киногении, и постмодернизма, «В горах мое сердце» представляет калейдоскоп цитат из редкостных для конца 1960-х годов фильмов, окрашенные юмором изысканные натюрморты, городские пейзажи, диковинные портреты и даже пасторальные картинки – являя, по сути, концентрат кинематографа Хамдамова. 

V gorah mojo

Формально авторская инстанция принадлежит «королеве» советского дубляжа Ирине Карташовой. Ее комментарий-озвучка происходящего на экране придает дополнительное измерение, служит своего рода вербальным фильтром для восприятия причудливого действа. Сегодня у зрителя появилась возможность увидеть на экране еще совсем юную Елену Соловей – будущую звезду фильмов Никиты Михалкова, и самого автора, сыгравшего скромную роль тапера, но находящегося в эпицентре прихотливого мира киногрез. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *