Пока российские телеканалы пытаются раздуть интригу вокруг трансляции культовых советских новогодних фильмов, мы предлагаем свою подборку киноменю к европейскому Рождеству. Для тех, кто устал от киноштампов и предсказуемых рождественских комедийных мелодрам
Рейтинг новогодних фильмов для интеллектуалов/синефилов
от Нины Спутницкой.
1. Первое блюдо: Моя ночь у Мод (Ma nuit chez Maud,1969, Франция)
Ирония любви по-французски от тонкого романтика, непревзойденного интеллектуала Эрика Ромера. Этот атмосферный фильм из серии «Моральных историй» не столько про мужское-женское, сколько про границы конформистского понимания семейного счастья (кстати, знаменитый «Конформист» Бертолуччи был снят после «Моей ночи…», а именно здесь Жан-Луи Трентиньян как нельзя тонко и достоверно представил обаятельное чудовище, явил миру ледяное равнодушие заложника рассудочного мышления).
Хотите, побродив по улочкам Клермона, оказаться в закоулках женской души? Хотите подискутировать о современных модификациях католицизма и коммунизма? Или хотите просто помолчать в обществе французских интеллектуалов 1960-х гг.? Тогда Вам сюда.
Почти анекдотическая история о том, как застигнутому метелью, убеждённому 34-летнему католику, однажды довелось провести ночь в постели с привлекательной женщиной, и что из этого вышло под «пером» Ромера превращается в фильм-беседу, фильм-откровение, фильм о паскалевском понимании счастья. Но, прежде всего», «Моя ночь у Мод» – история о непостижимости любви, о границах перманентного, схематичного, «новогоднеоткрыточного» семейного счастья. Светлый фильм об одиночестве.
Кстати, цитации на фильм Ромера есть и в российской новогодней картине Эльдара Рязанова. Наверняка создательница костюмов для блистательной Барбары Брыльски Ольга Кручинина вдохновлялась образами хрупких, нездешних Франсуазы Фабиан (Мод) и Мари-Кристин Барро (Франсуаза). Обратите внимание на зимние кадры картины.
А, кроме того, «Ночь у Мод» — первый фильм Ромера, получивший резонанс за пределами родины режиссера, стал не только одним из самых обсуждаемых французских фильмов десятилетия, но и был номинирован на «Оскар» как «лучший фильм на иностранном языке».
Цитаты из фильма:
— Часто сюда заходишь?
— Можно сказать никогда, а ты?
— Я здесь впервые.
Но встретились мы именно здесь.
— Странно
— Напротив, закономерно. Наши пути обычно не пересекаются, значит, наша точка пересечения будет находиться в необычном месте.
— Любовь не вечна
— Вечна. По крайней мере, та, которую я ищу.
— Мой муж прекрасный человек, но он действовал мне на нервы.
-Хотя бы из самолюбия я не могу сказать «черное», если сказал «белое».
— Когда мы увидимся?
— Когда встретимся.
— Тогда мы никогда не встретимся.
— А я снова замужем!
— Поздравляю!
— Не с чем, пока все плохо.
2. Второе блюдо: «Ханна и ее сестры» (Hannah and Her Sisters, 1986, США)
Как, когда и кому следует поменять жизнь к лучшему, не знает даже Вуди Аллен. Именно поэтому он снимает свою дерзкую, но трогательную версию «Трех сестер», держа в уме картины Бергмана, а в руке томик с цитатами из Толстого. Именно поэтому он судорожно меняет маски, обращается к разным культам и заставляет своих героев влюбляться, заводить интрижки, стряпать, молиться, упиваться и смеяться.
Будет как всегда воздушно и как будто ни о чем. Вам предложат наполнить бокалы брызгами иронии, понаблюдать за адюльтером, посудачить о пороках отчаянных домохозяек и феминисток, прошвырнуться по предновогодним распродажам Нью-Йорка 1980-х гг… и послушать джаз в исполнении Харри Джеймса и Роя Элдриджа.
И, что неожиданно для велеречивого Аллена, кадры «Ханны…» пропитаны уютом домашнего очага: теплый свет ночников, интерьеры, снятые Карло ди Пальма, греющий интеллектуальный юмор, изысканное собрание актрис Вуди, и много-много аллюзий на русскую литературную классику.
А еще это творение Аллена собрало массу премий и три «Оскара» («лучший оригинальный сценарий» (Вуди Аллен), лучшая мужская роль второго плана (Майкл Кейн), лучшая женская роль второго плана (Дайан Уист).
И, конечно, это фильм-ритуал, то есть фильм, в который хочется вернуться, который хочется пересмотреть. В рождественские каникулы. Не иначе.
Цитаты из фильма
Если тебе не нравится рок, не нравятся наркотики, тогда сиди пей кока-колу.
Я даже готов яйца красить на Пасху, лишь бы верить в Бога.
Кто знает, что будет [после смерти]: меня не будет или я буду. Если буду, там и разберусь. Я не буду сейчас волноваться о том, что будет, когда меня не будет.
3. Десерт: «8 женщин» (8 femmes, 2003, Франция, Италия)
Чарующее действо в восьми женских персонажах о не леденящем душу убийстве одного мужчины в канун Рождества, а проще говоря – вольная интерпретация пьесы Робера Тома написанной в 1961 году. Музыкальный фильм Франсуа Озона о традиционных женских амплуа (жена и теща, дочь, сестра, золовка, горничная и кухарка), подчеркнуто театральный иронический детектив, исполнен ограниченной палитрой – пастозно, местами гламурно и приторно, но, безусловно, в лучших традициях буржуазного политкорректного кино.
Катрин Денев, Фани Ардан, Изабель Юппер, Даниель Дарьё, Вирджиния Ледуайен, Людивин Санье, Фермин Ришар, Доминик Ламюр — восемь звезд французского кино в замкнутом пространстве занесенного снегом поместья. Меховые манто и передники, сочные шляпки и девичьи платья-солнышки в стиле 1950-х гг., неглиже и пижамы, дым дорогих сигарет, звон каблуков, бой хрустальных бокалов и тягостный звук Шанель № 5 – отличный набор для непревзойдённого образчика жанра костюмированного убийства.
Цитаты из фильма
— На допросе в полиции я скажу, что вы часто уходите по вечерам, и все это знают.
— А я, в свою очередь, скажу, что вы тоже часто уходите по вечерам, и никто об этом не знает.
Он был элегантен. Он всегда относился ко мне с нежностью, с уважением. Настоящий джентльмен. Но я не выносила его. Ты представляешь, как тяжело жить с человеком, которого не любишь и которого к тому же не в чем упрекнуть? И от него никак нельзя отделаться!
— Ваши слова ничего не значат, Вы всего лишь горничная.
— Бедная Пьеретта, Вы всего лишь шлюха.
— Лучше быть шлюхой.
— Бедный Марсель. Его дела были плохи, и он покончил собой…
— Это не самоубийство. У него нож в спине!
© Нина Спутницкая