6 августа в российский прокат кинокомпания ВОЛЬГА выпустит новый триллер Деррика Борте «Неистовый», в котором Рассел Кроу учит дорожному этикету и политесу
@Елена Патеева
В российский прокат кинокомпания ВОЛЬГА выпустит новый триллер Деррика Борте «Неистовый», в котором Рассел Кроу учит дорожному этикету и политесу. Широкой публике Деррик Борте стал известен после выхода комедии «Семейка Джонсонов» (2009). Однако и тема отчаявшегося человека за рулем для режиссера не нова: «Неистовому» предшествовал его «American dreamer» (2018) — криминальный триллер о неудачливом шофере, становящемся водителем мелкого наркодилера и похищающем его ребенка. Сценаристом «Неистового» выступил Карл Эллсуорт, известный своей работой над «Ночным рейсом» (2005) Уэса Крэйвена, «Паранойей» (2013) Роберта Лукетича, а также сценарием ремейка крэйвеновского «Последнего дома слева» (2009), срежессированного Дэннисом Илиадисом.
Эллсуорту свойственно внимание к ситуациям, ужас которых связан с их обыденностью. «Неистовый», которому не суждено избежать сравнения с «Дуэлью» Спилберга в силу сюжетного сходства, определенно проигрывает последнему, хотя сценарий Эллсуорта и обращен к гораздо более «реальной» коллизии. Героиня (Карен Писториус), переживая непростой процесс развода, забывает поставить будильник, попадает в пробку, теряет клиента и, движимая единственным желанием привезти ребенка в школу вовремя, становится объектом преследования маньяка на пикапе. И вереницы смертей можно было бы избежать, всего лишь произнеся извинения в нужный момент.
Выход фильма в кинопрокат в первую неделю после открытия кинотеатров, однако, несколько смазывает впечатление «жизненности», на которое в любое другое время мог бы рассчитывать подобный нарратив. Все-таки офисная суета и утренние пробки сейчас кажутся атрибутом другой реальности, по которой в период локдауна многие успели даже соскучиться. Так что если изначально создатели делали ставку на зрительскую эмпатию, то нынешний контекст, напротив, способствует более непредвзятому взгляду на сюжетный конфликт.
То, что корень зла лежит в современном мире, мельтешащем, суетящемся, наполненным глупым раздражением и немотивированной агрессией, что не менее агрессивно демонстрируют вступительные титры, позволило бы нам говорить о социально-критической направленности фильма, если бы не фигура главного героя. Безымянный персонаж Рассела Кроу вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, взглянув ему в лицо, мы убеждаемся, что насилие не безлико: у него нет имени, но прописана мотивация. С другой — насилие запускается цепочкой событий, то есть зло порождает зло, а значит, при «правильном» поведении его можно было бы избежать. Агрессор — это порождение системы, один из тех, кто мнит себя несправедливо обиженным, но на самом деле — скорее не личность, а сгусток отрицательной энергии, крупный дефект работающего как часы механизма, на который героине просто не повезло нарваться. Сопоставление социума с часами вводит единый для всех императив: не опоздать. Героиня забывает о будильнике, и цепочка осечек запускается, заставляя спешить. И сам агрессор говорит ей: беги, убегай, пытайся успеть. Но в момент, когда героиня начинает бежать не за чем-то, а от чего-то, ей удается расставить приоритеты и понять, что суета сует — ничто, когда приходится защищать тех, кого любишь.
Однако с первого же кадра нам дают понять: зло в лице героя изначально выходит за рамки системы. Его агрессия не порождение всей этой беспорядочности и мельтешения опаздывающих на работу людей, это не вышедшая за рамки нормы реакция, а стихийная сила, древняя и жуткая, приходящая в облике белого мужчины, высокого и физически сильного. Не может не вызывать иронию то, что при очевидном акценте на том, что действие развивается в наше время, все элементы «современности» выглядят наигранно и шаблонно (приложения с трекерами в телефоне и планшете героини, обсуждение игры Fortnite, в которую играет ее сын). И именно образ агрессора, брошенного женой и остро переживающего собственную нереализованность, невстроенность в новый порядок, оправдывающего свое поведение тем, что «ему должны», и стремящегося «восстановить справедливость», выглядит как нельзя более актуальным.
Нужно ли противопоставлять «нормальную» агрессию опаздывающих на работу водителей агрессии героя? Сам Деррик Борте сравнивает героя Рассела Кроу с акулой из фильма «Челюсти»: это не человек, а хищник, знающий вкус крови. И перед лицом силы, не признающей цивилизованности, внезапно оказывается, что сами рамки цивилизованной жизни хрупки и весьма условны, а насилие побеждается насилием; и, чтобы противодействовать ему, надо его «понять», надо им заразиться, надо захотеть мести. Не случайно именно в момент «перехода черты», когда героиня понимает, что на кону оказывается самое дорогое и угроза пугающе реальна, она может ответить агрессору, что «поняла его», и перейти от побега к открытому противостоянию.
Действие однообразно и предсказуемо, в его первые полчаса по сути укладывается весь сюжет, и нам незавуалированно демонстрируется не только завязка, но и финал, где все ружья по закону жанра выстрелят в нужный момент. Мотивация героев проста и очевидна, при этом психологизм откровенно слаб, а однообразность эмоциональных реакций препятствует возрастанию градуса напряжения. Монотонность эмоциональной составляющей нивелирует эффект от динамичности действия, а потому дидактический посыл фильма становится особенно очевидным.
Нравоучительностью ли посыла или недоработанным психологизмом объясняется то, что вернуться в рамки нормальности героине в финале фильма оказывается просто, как выдохнуть с облегчением и сделать из произошедшего правильный вывод, — вопрос остается открытым. Однако обращаясь к высказыванию о том, что единичным усилием будто бы можно минимизировать уровень агрессии в обществе и тогда оно будет порождать меньше чудовищ, нельзя не отметить флер неуместного для XXI века виктимблейминга: жертва будто бы могла не «провоцировать». Просто будь терпимее, — говорит нам «Неистовый». Не выходи из себя. Ничего не стоит лишний раз извиниться. Но почему в очевидном посыле разорвать цепочку зла считывается не критика системы, а обращенное к потенциальной жертве назидательное «не нарывайся»?
НЕИСТОВЫЙ / UNHINGED
Жанр: триллер
Режиссер:
Деррик Борте – Семейка Джонсов, Лондон-Таун
Сценарий:
Карл Эллсуорт – Паранойя, Ночной рейс
В ролях:
Рассел Кроу – премия Оскар; Гладиатор, Игры разума, Секреты Лос-Анджелеса, Отверженные, Нокдаун, Хозяин морей: На краю Земли, Стертая личность, Подлинная история банды Келли
Карен Писториус – Строго на запад, Хроники хищных городов, Свет в океане, Бремя
Гэбриел Бейтман – И гаснет свет…, Детские игры, Изгой, Проклятье Аннабель
Джимми Симпсон – Зодиак, Безумное свидание, сериалы Мир Дикого Запада, Карточный домик, Служба новостей, В Филадельфии всегда солнечно, Черное зеркало, Предприятие «Божий дар»