Кшиштоф Занусси представляет в России ретроспективу своих фильмов и новую работу – философскую драму «Эфир»
@Лидия Кузьмина
Кшиштоф Занусси представляет в России ретроспективу своих картин и новую работу – философскую драму «Эфир». Поддержать коллегу приехала Майя Коморовска – звезда польского кино, востребованная много лет, и сейчас восхищающая своим талантом. Когда-то пан Кшиштоф открыл ее для кино, и с тех пор снимает чаще других.
27 сентября в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция двух прекрасных творческих людей, которые рассказывали не только о фильме – о Польше, о проблемах и надеждах современного кино, и просто о том, что их волнует сегодня в жизни.
Встреча, разумеется, была посвящена главному герою, и называлась «Кшиштоф Занусси – физик, философ и художник». Название не случайно: он в той же мере режиссер, в какой просветитель и культуртрегер, и лекции и встречи, в которых признанный польский мастер рассуждает об обществе и культуре, проходят по всему миру. И сейчас режиссеру задавали самые разные вопросы.
Если б я знал, в чем смысл жизни, отправил бы всем смску, — Кшиштоф Занусси, режиссер
Например, часто ли он обращается к литературе как источнику для своих фильмов (почти никогда – зачем возвращаться к высказыванию, уже облеченному в органичную художественную форму?), или как он оценивает ситуацию в польском кино (с надеждой, но его беспокоит осторожность дебютантов: они почти всегда боятся сделать второй фильм), или: что он думает о российском кинематографе (кажется, из него уходит традиционная красота и метафоричность, уступая место грубому реализму). То и дело отвлекаясь от профессиональных тем, переходили к вопросам философским: о добре и зле, о смысле жизни.
К серьезным размышлениям располагала и новая картина режиссера. «Эфир» — история о военном враче, который накануне 1 Мировой войны проводит рискованные эксперименты над живыми людьми, пытаясь раскрыть тайну жизни и смерти. Это еще одна интерпретация мифа о Фаусте, и, по признанию режиссера, выражение его сегодняшних тревог: он предлагает подумать о том, как незаметно и, быть может, неосознанно, каждый может сбиться с дороги и способствовать злу. На вопрос, что же может помочь не сбиться с пути, режиссер ответил кратко – «совесть». Сложность же и жестокость трудных вопросов он элегантно смягчал иронией, приятными манерами интеллектуала и просто размышлениями о том, что в жизни всегда остается тайна, а значит – надежда.
Кстати: ретроспектива и премьера приурочены, на самом деле, к юбилею режиссера. Но это совсем не важно – ритм жизни пана Кшиштофа за много лет не изменился, и у мастера уже готов сценарий нового фильма.