обзоры

Чук, Гек, танцы на льду и золотой голос

В прокат выходит экранизация культового В прокат выходит экранизация культового рассказа Гайдара «Чук и Гек. Большое приключение» от Александра Котта. Нина Спутницкая сравнила проект с классическим фильмом Ивана Лукинского 1953 года

@Нина СПУТНИЦКАЯ

Новая экранизация нестареющего рассказа Аркадия Гайдара (прокат фильма — компания «Вольга») — безусловно, хороший повод сходить в кино всей семьей, но не следует ожидать от нее многого. Авторы с одной стороны возвращают нас в СССР с его идеей обороны, жертвы и детей-героев, с другой — лепят абсурдистский мир в стиле Уэса Андерсона. И вместо новогоднего пряника детишки получают заветренный винегрет, который потребует от родителей некоторых дополнительных пояснений. 

Экранизировать небольшой рассказ — дело милое, но непростое, в свое время Виктор Шкловский (автор сценария х/ф Ивана Лукинского)  с задачей расширить скупое повествование справился, сосредоточившись в «Чук и Гек» (1953) на эпизодах в поезде, снежных пейзажах, диалогах ребят — словом, придумывая кинематографические эквиваленты авторскому тексту. Надо заметить, сценарий тогда был написан довольно быстро и, безусловно, стал удачей в биографии советского детского кино. Проект «Чук и Гек. Большое приключение» основательно забуксовал сначала из-за эпидемии Covid, потом из-за других неприятностей, но, спустя три года после оглашения старта работ, выходит на экран. 

На работе с актёрами авторы нового «Чука и Гека» решили не сосредотачиваться, зато нагрузили историю спецэффектами и недетскими страстями: оживающие в ростовую куклу игрушки, анимированная карта местности, зубастые волки, детский дайвинг подо льдами (причем без каких либо негативных последствий)  и другие элементы из разряда русской клюквы. Но, надо отдать должное, зимние пейзажи действительно создают фантастическую атмосферу.

Тайны сказочного леса

Съёмки натурной части фильма проходили в середине января в Пермском крае.

— У нас было несколько вариантов, куда отправиться на натуру, — признаётся Александр Котт. — Первый — поехать снимать в Белоруссию, в Беловежскую пущу. Думали о Карелии. Был соблазн снять всё в Крыму, с искусственным снегом, но тогда не было бы пара изо рта, и зритель бы нам не поверил. Поэтому мы выбрали условия настоящей зимы, и сейчас, я думаю, зритель поверит и нам, и нашим героям. Пермский край сразил нас сказочностью своих пейзажей. Потому что там есть хрустальные леса. Представьте: температура минус сорок, ели покрыты шапками снега. И тут на следующий день оттепель, капли дождя смывают снег, а затем замерзают, получаются такие звенящие деревья — это непередаваемо! Когда мы увидели такую красоту леса, а также пещеры, Каменный город, поняли: снимаем здесь. И даже переписали некоторые части в сценарии. В тех местах возникает ощущение, что находишься где-то далеко-далеко, не в реальности, а в потустороннем мире.

– Будучи в Перми, мы узнали, что Гайдар тоже работал в этих краях, был корреспондентом местной газеты «Звезда», — говорит Арсен Готлиб. — Именно в этот период Аркадий Голиков и взял себе псевдоним Гайдар. Существует несколько версий того, почему он выбрал именно такой. Одна из версий: «гайдар» в переводе с монгольского — это «всадник, скачущий впереди». Образ такого всадника есть и в нашем кино.

Все в принципе складывается в историю, но критика коммунального бытия тогда выглядит совсем уж неуместно. Отдельную московскую квартиру, в которой ребята были предоставлены сами себе, превращают в фильме в трехкомнатную коммуналку с безумными соседями, из которой, понятное дело, детям хочется сбежать хоть на край света.  Что касается основной мотивировки, здесь авторы тоже решили отойти от Гайдара, но образ Гека от этого не стал глубже или интереснее. И основная проблема в том, что, к сожалению, в кадре нет взаимодействия между актерами.

И главные претензии здесь возникают к Юлии Снигирь: она, безусловно, прекрасна и в концертном платье-чехол а ля Ар-деко и в пальтишке, выгодно подчеркивающем точеную фигуру, и авторы даже придумали ей биографию сироты и снарядили стеклянной куколкой-якуткой, которая осталась единственной памятью о маме. Но мама Маруся — немногословная, но трогательная и теплая, которую в 1953 году с за пару реплик в кадре подарила детям юная Вера Васильева, увы, не получилась.

Страшные испытания выпадают на долю ребят и семьи, но на утонченном разрумяненном лице Юлии не дрогнет ни один мускул. Зато роль в «Чук и Гек» может быть представлена как  попытка поработать в амплуа педантичной поющей Мэри Поппинс — свои вокальные возможности героиня демонстрирует не раз, и в конце концов, голос становится тем самым магическим даром. 

Да и что греха таить, в России, и советской и нашей, в конце концов каждому охота иметь такой голос, который легко завалит медведя-шатуна, от которого околеет стая голодных волков, и который спасет Русь от иноземных полчищ.

 

Дата релиза в России: 22 декабря

 

Производство: «МетрономФильм»

при поддержке «Фонда Кино» и Фонда «Кинопрайм»

 

 

Режиссёр:

Александр Котт — франшиза Ёлки, Брестская крепость, Подсадной, сериалы Седьмая симфония, Крепость, Герой нашего времени, Охотники за бриллиантами, Обратная сторона Луны, Алиби

 

Продюсер:

Арсен Готлиб — Москва, Девять Семь Семь, Другое небо, сериалы Колыбельные мира, Везуха!

 

Автор сценария:

Владимир Аркуша — Бумажный солдат, сериалы Ищейка, Пять минут тишины. Новые горизонты

Денис Червяков — сериалы Ищейка, Пробуждение, Пять минут тишины. Новые горизонты

 

Композитор:

Алексей Айги — Счастье, Любовник, Страна глухих, Орда, Хэппи-энд, Дикое поле, сериалы Гибель Империи, Охотники за бриллиантами, Красная королева, Достоевский, Черные кошки

 

Оператор:

Петр Духовской — франшиза Ёлки, Дикое поле, Спитак, Ковчег, Мешок без дна, Инсайт, Ехали два шофера, сериал Седьмая симфония, Забытый

 

Художник:

Евгений Качанов — Калашников, Духless, Купи меня, сериалы Грозный, Годунов, Зулейха открывает глаза

 

Художник по костюмам:

Екатерина Дыминская — Сердце пармы, Остров, Даун Хаус, Водитель для Веры, Легенда о Коловрате, Фарца, Царь, Глянец, сериалы Нулевой пациент, Мертвые души, Троцкий, Саранча

 

Художник по персонажам-игрушкам:

Анастасия Нефёдова — Жестокость, Даже не думай!, Вдох-выдох, 8 первых свиданий

 

CG продюсер:

Павел Семерджян — Салют-7, Ледокол, Чёрная Молния, Метро, Калашников, Хэппи-энд, Пиковая дама: Зазеркалье, Молот, Испытание

 

Подводная съёмка:

Григорий Яблочников — Дядя Саша, Бегущая по волнам, Прощайте, доктор Фрейд, Место на земле

В ролях:

Юлия Снигирь — Кококо, Обитаемый остров, Казнь, Про любовь, Про любовь. Только для взрослых, Последний забой, Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть, сериалы Новый Папа, Великая, Везёт, Небо в огне, Пассажиры, Кровавая барыня, Хождение по мукам

Владимир Вдовиченков — Бумер, Бумер. Фильм второй, Параграф 78, Тарас Бульба, Рэкетир, Левиафан, Батя, Салют-7, Чемпион мира, сериалы Бригада, Однажды в Ростове, Разведчицы, До свидания, мальчики

Андрей Андреев — Батя, Солдатик

Юрий Степанов — младший — сериал Отчим

Александр Самойленко — Салют-7, Забытая мелодия для флейты, Аритмия, Год золотой рыбки, Олигарх, Лев Яшин. Вратарь моей мечты, Ночной дозор, Дневной дозор

Тимофей Трибунцев — франшиза Последний богатырь, Капитан Волконогов бежал, Доктор Лиза, Остров, Звезда, Серебряные коньки, Петровы в гриппе, Любка, сериалы Метод, Домашний арест, Пищеблок, Седьмая симфония

Игорь Письменный — сериалы Что сказал покойник, Герой нашего времени, Бригада, Высший пилотаж, Умножающий печаль

Наталья Коляканова — Такси-блюз, Слушатель, Свадьба, Олигарх, 2-АССА-2, сериалы Доктор Живаго, Смерть шпионам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *