обзоры

Лед. Дорога. Эвакуатор

Доксериал National Geographic «Ледяная дорога» (Ice Road Rescue) выдержал на сегодня 6 сезонов.   История о буднях суровых гетеросексуальных эвакуаторщиков  Норвегии

@Максим КАЗЮЧИЦ

Проект National Geographic «Ледяная дорога» (Ice Road Rescue) вышел в 2015-м году и выдержал на сегодня 6 сезонов.   История в деталях о буднях суровых работников службы дорожной эвакуации Норвегии. Классический, годами проверенный формат реалити шоу, сделанный с обычным для NatGeo размахом. Съемки велись на территории всей Норвегии, благо территория позволяла: несколько мастерских, располагались в южной и северной  частях страны. Все эвакуаторщики — народ крепко стоящий на ногах, все автомеханики и почти все держит дополнительный бизнес, у кого-то автозаправка, у кого-то автомастерская.

Как и в большинстве проектов такого типа, здесь отлично видно, насколько в случае документалистики эффективен формат реалити шоу: рутинная работа специалистов в своей области изо дня в день просто завораживает. Понятно, что специфика зимних эвакуаторщиков — работа зимой, благо весна, лето и осень вместе взятые в Норвегии еще короче, чем в России. Магистральной арки у такой истории быть не может: прелесть не в развязке, а в разработке темы. Есть несколько арок главных героев. Понятно, что через пару просмотренных сезонов в Норвегии они стали практически национальными героями.

Торд Полсен (Thord Paulsen), самый энергичный и оборотистый эвакуаторщик настолько, что к четвертому сезону становится практически монополистом в своей местности. Он самый-пресамый и для реалити проекта: типичный сангвиник, легко сходится с любым, даже  ненормальным клиентом, хотя точно также отлично собирает вокруг себя и коллег по автоэвакуаторскому цеху. Уже с первых сезонов Торд явно ощутил вкус к работе в кадре: практически всегда импровизирует, отлично шутит, юмор, правда, профессиональный, поэтому на любителя.

EIDFJORD, NORWAY — 
»Against all odds» Rescue with crane.

(photo credit: National Geographic Channels)

Нет ничего удивительного, что его коллегой и партнером по бизнесу стал Бьёрн Лэгрид (Bjørn Lægreid),  мизантроп, но при этом человек, рожденный для работы с механизмами. Как и у всех таких железяковых людей, все, за руль чего он садится, — управляется, что бы ни находилось под каким угодно капотом — заводится, вобщем понятно. Как нередко бывает, Бьёрна бесит только две вещи: любые автолюбители, КОТОРЫЕ ПРУТСЯ ПО ЗАМНИМ ДОРОГАМ НОРВЕГИИ, а не сидят дома сиднем, но еще больше Бьёрн не выносит профессионалов, КОТОРЫЕ опять же ПРУТСЯ ПО ЗИМНИМ ДОРОГАМ НОРВЕГИИ БЕЗ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ, БЕЗ БАЗОВОГО АНГЛИЙСКОГО. Человек он суровый, просит звать его «одиноким волком» (честное слово), он в этом суровом бизнесе уже лет тридцать, работает всегда один, у него есть намоленный участок горной дороги, на котором работает только он один. Слоган Бьёрна — «я одинокий волк, и эта гора моя». Как выяснится к третьему-четвертому сезонам, Торд и Бьёрн не только подкидывают друг другу работу, но и еще и партнеры по бизнесу. В четвертом и пятом сезонах разворачиваются коллизии с расширением Торда и Бьёрна: переговоры с конкурентами, покупка бизнеса, в общем забот хватает у норвежских автоэвакуаторщиков.

Есть и третий персонаж — единственный наследственный автоспасатель во втором поколении Джо Роджер (Jo Roger Blengsli). Его бизнес, хотя и не такой громадный как у Торда, находится в 300 километрах от полярного круга, и судя по всему, его конкуренты — только норвежская зима и лосось. Его сын — Оле Хенрик, очень серьезный молодой человек лет 25, эвакуаторщик в третьем, естественно, поколении.

Визуальное решение, как обычно для таких проектов, — это девяносто процентов операторская работа и десять — монтаж. Операторская группа 2-3 основных камеры колесит по дорогам, ночует в сугробах, обдувается суровыми норвежскими зимними ветрами вместе с эвакуаторщиками.

Естественно, в шоу остался и такой классический элемент реалити — интервью-комментарий. Он крайне важен, поскольку в отличие от классики типа «Последний герой» или даже совсем древнего  проекта, с которого начался формат реалити шоу «Американская семья», — позволяет персонажам не излить свои чувства и эмоциональные реакции без особой связности в мыслях, а обстоятельно прокомментировать, очень даже интересные технические моменты: как и зачем крепили тросы, куда переставляли тягачи и прочее.

ORKANGER, NORWAY — Marius Winum’s tow truck in action. (Photo Credit: National Geographic Channels)

Закадровый комментарий в «Ледяной дороге», как и во всех подобных проектах, выполняет несколько основных задач: рассказывание истории и комментирование действий персонажей. Он также вводит новых персонажей или повторяет характеристику старых. Это задача сугубо утилитарная: ознакомление новых зрителей, смотрящих проект не с начала; напоминание зрителям о героях и восстановление сюжетной линии после рекламного блока (данный проект выпускается с рекламой).

«Ледяная дорога» — и очерк, и портрет, еще и коллективный, довольно узкой сезонной работы. Но попадание в аудиторию оказалось крайне удачным: в мире много автолюбителей и даже таких, которые знают о снеге не понаслышке, или таких, машину которых эвакуировали не только на штрафстоянку. Хотя вроде бы каждая серия — одно и тоже, застрявший автотранспорт, Торд, Бьёрн, Джо ведут себя как истинные стратеги, планируя число тягачей, конфигурацию оборудования и пр.

ODDA, NORWAY — Tower Thord Paulsen in the cold working conditions. (Photo Credit: National Geographic Channels)

В конце концов визуально проект сделан просто красиво: заснеженные фьорды Норвегии, горные кряжи, леса, горящие зимней ночью фары, прорезающие снежную мглу. Все это делает из «Зимней дороги» замечательное зрелищное реалити шоу о суровых, гетеросексуальных, семейных, что для них очень важно, мужчинах, вполне счастливых в снегах Северной Европы. И это хорошо, в конце концов это не край света, есть же еще Исландия и Гренландия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *