обзоры

Что можно сделать из «Запорожца»

Фильм Бориса Миссиркова и Георгия Богданова «Машины, на которых мы въехали в капитализм» (2021) о реконструкции ретроавтомобилей и реконструкторах. Артдокфест 2022

@Лидия КУЗЬМИНА

По мнению болгарского коллекционера Петра Клисарова — современное чудо техники: следует заменить все, кроме корпуса, покрасить кузов в эффектный синий, обшить кресла белой кожей и сделать на заказ хромированные детали. Зачем  —  ответа на этот вопрос нет. Клисаров — один из героев картины «Машины, на которых мы въехали в капитализм» (2021, европейская копродукция) Бориса Миссиркова и Георгия Богданова, кандидат в депутаты Европарламента и человек эксцентричный. Смотреть,  как он демонстрирует эту реконструкцию  —  попасть в гибридный визуальный мир, средний между винтажной рекламой и зловещим  постмодернистским опусом. Лощеного господина сочтем одним из самых несимпатичных персонажей фильма, которых здесь более десятка. Представляя сюжеты о людях и их машинах, авторы рассказывают историю Восточной Европы на протяжении трех десятилетий, начиная с хрущевской оттепели и заканчивая  падением Берлинской стены.

Режиссеры фильма  —  болгарские фотографы, авторы проектов об архитектуре и современном искусстве. Они пользуются очень культурным визуальным языком, который доставляет удовольствие глазу. Речь идет не столько о разнообразных ракурсах винтажных автомобилей, традиционном предмете дизайна и герое фильма, но об организации пространства и структуре фильма, близкого по стилю к выразительному минимализму. Дорога, пейзаж, скорость — главные образы картины. Панорамная съемка используется как базовый элемент визуального  ряда. В кадре как бы единый мир, авторы незаметно настраивают на разговор не столько о частной, сколько об общей жизни. 

Кстати сказать, в панорамных съемках немало помог знаменитый и скандальный чешский скульптор Давид Черни, который до сих пор выглядит как обаятельный второгодник. Помимо прочих изваяний на темы символов советской жизни, он создал также  памятник народной машине ГДР «трабант» в Праге — нелепый бронзовый автомобильчик на человеческих ногах. В частной жизни Черни, хороший пилот, чаще всего передвигается на вертолете, и его участие привнесло что-то и в стилистику фильма.  

Герои картины — самые разные люди. Коллекционеры,  например, владелец музея автомобилей и советской символики  в Варне, или семейная пара из Чехии, создавшая небольшую экспозицию уютных вещей 60-х  —  70-х годов (личное авто прилагается). Девушка из Клина с необычным хобби: она позирует для винтажных фотографий на фоне старых автомобилей, чем неплохо зарабатывает в соцсетях. Немецкий стоматолог, передвигающийся на старом полицейском авто. Норвежский гонщик на пенсии, по воскресеньям «разминающий» заслуженную «шкоду» на дорожках соседа. Воспоминания норвежца производят неожиданный эффект, будто открывают ящик Пандоры или простую истину, что повседневность обманчива. Когда-то, в конце 60-х,  он участвовал в гонках в Чехословакии, успешно выступил, сохранились кадры хроники, где молодой победитель дает чехословацкому телевидению интервью. На следующее утро он проснулся от лязга: советские танки вошли в Прагу. Вот история другой пары, они немцы, в 80-годы очень уставшие морально  —  от неопределенности, затхлости атмосферы. Когда в конце 80-х открыли границы, у них не было раздумий, страха что-то потерять или оставить. На своем авто они гнали (насколько это возможно) к границе, «и было влажно и туман, вот как сейчас…». Им удалось перебраться в ФРГ. В те же годы юный Черни подвез как-то желающих эмигрировать к немецкому посольству в Праге, о чем он с иронией вспоминает, как бы передавая эстафету следующим. Дальше кто-то вспомнит, как стоял перед этим самым посольством.

Прежде чем уехать из страны, надо было оставить машину, но почти невозможно было с ней расстаться; герой сжимал в руке ключи и думал, кому их подарить. Кадры хроники, как недостающие страницы, связывают действо: ввод танков (под знакомое «Не думай о секундах свысока…» в качестве фонограммы),  граница ГДР с заграждениями и штурмующими ее людьми, наконец, праздник свободы в воссоединившемся Берлине.  В общем-то, немногим документальным фильмам с такой камерной тематикой удается рассказать о большой истории с силой драматического фильма.

 

Обратите внимание, что на сайте «Артдокфеста» https://artdocfest.com/ru/programs/artdokfest_2022/ можно получить информацию о кинотеатральных показах фильмов фестиваля. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *