обзоры

Гадкий утенок, или Новая Белоснежка

Рамзи Бен Слиман снял мелодраму о поступлении приемной чернокожей дочери Луи Гарреля в балетную школу. Нина Спутницкая уточнила детали

@Нина Спутницкая

Рамзи Бен Слиман снял мелодраму «Принцесса балета» о поступлении приемной чернокожей дочери Луи Гарреля в балетную школу, прокат в России — компания Russian World Vision.
Фильм о балете – это всегда инициация, подробная история выживания. Кроме того, школа балета дарит на редкость кинематичный материал. «Я вас любил», «Большой», «История балерины», «Билли Эллиот», «Танец-вспышка», «Поворотный пункт», «Чёрный лебедь», «Красные башмачки», многочисленные байопики, наконец, «Матильда» – кажется, не было случая, чтобы фильм о балетных не критиковал жестокий мир классического танца и не имел резонанса у публики. Но что будет, если вместо традиционной истории, в центр поместить проблему нетерпимости, сосредоточиться на жестокости Белого балета к расовым другим. Совсем недавно довольно досконально этот сюжет разобрал сериал Netflix «Хрупкие создания». Что же нового добавил в проблематику фильм французского режиссёра Рамзи Бен Слимана?

В балетный интернат при Парижской опере на пятидневку прибывает дерзкая героиня фильма. Нинэ не только чернокожа, но и имеет специфичный для элитарного учебного заведения габитус: её родители принадлежат рабочему классу, их тела грузны, досуг примитивен и представление о мире балета очень смутное. Однако их желание максимальной реализации ребёнка – очень современно и похвально. Отношения родителей и героини получились по-настоящему трогательными, достоверными. Но этот сюжет, как водится, послужит только фоном.

Авторы очень старательно следуют повестке, на всех сюжетных уровнях напоминают о толерантности. При этом начало картины очень убедительно: в дискуссии руководства школы о необходимости эстетического разнообразия в кордебалете и защиты традиционных ценностей, используются такие режущие обывательский слух определения как Чёрное телосложение, Белый балет…

Кстати, в желании непременно соответствовать современной повестке авторы не забывают упомянуть в ряду этнических Других: темнокожих, азиатов, ещё и украинцев и старательно избегают любого упоминания русского балета, уточняя, например, что Нуриев учился в США. Что же, примем это как обязательный маркер времени и вернёмся к главной героине.

Самоуверенной девочке предстоит научиться не просто постоять за себя, но прикоснуться к совершенно особой культуре. Поначалу она демонстрирует плохое воспитание, обращается к преподавателям на «Ты», презирает диеты, отнюдь не старательна у станка, но превосходно цитирует Википедию и, как ей кажется, знает все о звёздах балета и своих преподавателях. Травля в школе имеет место быть, но, таков закон жанра и здесь оказывается, что Нинэ плохо контролирует агрессию. В итоге к середине фильма сопереживать героине становится довольно трудно, но как раз здесь и включается спасительный для истории элемент – сюжет антагониста. Кульминацией становится расследование прошлого директрисы, появление журналистского расследования и материалов, которые выводят фильм из области карикатурной конъюнктуры в по-настоящему трогательное повествование.

Главную роль в картине сыграла четырнадцатилетняя Уми Бруни Гаррель — приемная дочь актера Луи Гарреля и актрисы и режиссера Валерии Бруни-Тедески.

Ее напарницей по картине и главным антагонистом выступила известная французская актриса и режиссер Майвенн, известная по ролям в фильмах Люка Бессона «Леон» и «Пятый элемент», а также снявшая французский хит «Мой король».
Говоря о работе с Майвенн, Рамзи Бен Слиман признался, что написал сценарий фильма специально под нее. Он даже не рассматривал других актрис, а ее фильм «ДНК» только лишний раз убедил режиссера в правильности своего выбора.

Приступая к работе над своей героиней, актриса похудела, научилась, как все балерины, держать правильно спину, оттачивала в себе определенную скованность и жесткость, чтобы отразить «траур по самой себе» — так выразился о ее персонаже режиссер.

Интересно, что режиссер искал актрису на главную роль не только во Франции, но и в других франкоязычных странах — Мали, Сенегале. Задача была непростой, ведь темнокожие девочки рано бросают классический танец, потому что не видят в нем будущего для себя. Ситуация осложнялась разгаром ковида. Рамзи искал свою героиню по разным странам в течение нескольких месяцев, а она, по иронии судьбы, жила с родителями в 200 метрах от его дома.
У фильма богатый саундтрек. Так как в картине нашлось место не только классическим, но и современным и уличным танцам, в кадре играет много популярной музыки, знакомой всем по Тиктоку. Герои танцуют как под Шуберта и Эйнауди, так и под BB Compte и Astronaut In The Ocean.

 

Название:  «Принцесса балета» / Neneh Superstar
Жанр: драма, комедия, семейный
Режиссер: Рамзи Бен Слиман
Франция, 2022, 95 минут

В ролях: Уми Бруни Гаррель, Майвенн, Аиса Маига, Александр Стайгер, Рихард Заммель, Стив Тьеншо, Седрик Кан, Натали Ришар и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *