Участник Каннского кинофестиваля НЕПОТОПЛЯЕМЫЕ / SINK OR SWIM / Le grand bain вышел в российский прокат. Дистрибутор — кинокомпания «Вольга»
@Нина Спутницкая
Тема, предложенная в новом фильме Жиля Леллуша, – довольно банальна. Но вот решение ее – весьма неожиданное. И дело не в том, что мужчины (разномастная компания от 35 до 52), испытывая кризис среднего возраста, решают попробовать что-то новенькое, пошалить и поиграть с гендерной идентичностью. «Непотопляемые» (оригинальное название переводится как «Большая баня» – что-то аналогичное русскому понятию «большая стирка»), конечно, актерский фильм. И здесь режиссер собрал по-настоящему блестящий ансамбль, свое собственное созвездие. Вслед за самим Леллушем, все они — сплошь обладатели национальной кинопремии «Сезар».
Безработный философ Бертран (Матьё Амальрик), великовозрастный инфант (Филипп Катрин), невротик, скрывающий психическую болезнь матери (Гийом Кане), постаревший бизнесмен-плэйбой (Бенуа Пульворд), работающий в кафетерии несостоявшийся музыкант (Жан-Юг Англад), 38-летний работяга, которому отказали в кредите на жилье (Элбан Иванов), толстяк-иммигрант, едва владеющий языком басков (Баласингама Тамилчелвана), медбрат, питающий особую страсть к психотропным препаратам (Феликс Моати) – анекдотические типажи складываются в калейдоскопичную компанию. Отныне в их жизни ключевое место займут ежевечерние тренировки по синхронному плаванию, которые, однако, не отменят традиционной кружечки пива вечером в баре, поэтических минуток во время тренировок и нечаянных исповеданий. Странное мужское сообщество со временем перерастает в общество анонимных неудачников, пока одному из них не придет в голову безумная идея, как можно применить свои новые знания и умения, заявив о своих нестандартном увлечении на весь мир. Центральный мотив – маскируется под пародию на каминг аут, оформляя экзистенциальную тематику в нетиповой аутфит.
У актёрской труппы есть определённая энергетика, которую не стоит расходовать попусту. Поэтому я не устраивал званых обедов и даже не устраивал актёрских читок. Все мои актёры были в курсе, с кем им предстоит работать на съёмочной площадке, и я не хотел вмешиваться в творческий процесс подготовки к роли. Я не хотел, что называется, бежать впереди паровоза. Персонажи знакомятся лишь в сцене в раздевалке, и я не хотел разрушать магию этого момента излишними репетициями.
Синдром хронической усталости, подробности вялотекущей депрессии, оказывается, можно наблюдать медленно и с интересом, как будто потребляя кофе по-венски: легкая, приторная комедийная пена скрывает согревающий плотный напиток. Дело в том, что вся игра остается для героев в пределах бассейна, спортивного плавания. Зато брызги хобби станут живительным эликсиром для жизни реальной.
Именно этот фильм популярный актер ЖильЛеллуш – обладатель трех «Сезаров» и специальной награды Каннского фестиваля, заявивший о себе в режиссуре в киноальманахе «Правом на лево» (2012), считает своим полноценным дебютом.
Мне не хватало формы, в которую можно было бы эти идеи заключить. Хьюго Селиньяк предложил мне посмотреть его документальный фильм о шведской мужской команде по синхронному плаванию, и тут меня осенило. Я нашёл столь необходимую тему: группа мужчин, в той или иной степени разочаровавшихся в жизни. Написать сценарий я предложил Ахмеду Хамиди, с творчеством которого я хорошо знаком. Особенно мне нравится его работа над сериалом «Куклы» [Les Guignols]. Позднее к работе над сценарием подключился Жюльен Ламброшини.
Итак, 8 неудачников, находящихся в не лучшей физической форме, под предводительством бывшей алкоголички и инвалида, собираются освоить нелегкое дело – новый вид спорта – мужское синхронное плаванье, а затем они решатся представить Францию на международных играх.
Сюжет выстраивает тщательная хроника подготовки к соревнованиям, форму комедии диктует изобилие полуобнаженных неатлетических мужских тел. Замечательно, что эта работа появилась в пандан «Девочке» Донта – другому франкоязычному дебюту этого года, щедро одаренному призами на европейских фестивалях, ибо по сути, авторы используют сходную методику наблюдения, повествуя, прежде всего, о семье. В сердце комедии Леллуша таится мелодраматическая линия взаимоотношений Бертрана с женой. Дуэт Амальрика и Марина Фоис на полутонах рисуют убедительную историю трогательной четы супругов.
Я не хотел снимать кино с командой друзей. Со временем дружба становится препятствием эффективной работе. Я рад, что у меня получилось дистанцироваться от актёров, чтобы добиться наилучшего результата.
И все же, «Непотопляемые» не только о спорте и семье. В нем аккуратно припрятаны аллюзии на философию Сартра и Камю, классику французского кино, заводится серьезный разговор об успехе и его последствиях, о тайных желаниях и фрейдистских комплексах. Автор ненавязчиво напоминает, что французы – консервативная нация. Однако Леллуш не стесняется поплывших форм своих героев и не боится делать женщину в инвалидной редкостной стервой. Правда в мелочах и делает его фильм особенным в когорте симпатичных и легких как пух французских комедий.
Сделанный с подкупающей добротностью и искренностью дебют Леллуша пленил французов, а потому абсолютно не фестивальный фильм попал во внеконкурсную программу Каннского МКФ, и, стартовав в кинотеатральном прокате Франции 24 октября, занял по итогам уик-енда первое место. За пять дней на родине картину посмотрело более 1 млн зрителей.