обзоры

«Веном-2». Есть хочется: симбиоз и социальный капитал

В прокат выходит новый проект DC/Marvel «Веном-2», в главной роли по-прежнему Том Харди, в режиссерском кресле вместо Рубена Фляйшера — Энди Серкис

@Максим КАЗЮЧИЦ

В российский прокат выходит  новый проект DC/Marvel «Веном-2» (Venom: Let There Be Carnage) в главной роли по-прежнему Том Харди, в режиссерском кресле Рубена Фляйшера сменил  Энди Серкис. Перезагрузка была устроена с привычным для кинокомикса размахом. Релиз от «Sony», производство «Columbia Pictures» совместно с «Marvel Entertainment» и «Tencent Pictures»  (что и понятно, Человек-паук и симбиот не спеша все ближе и ближе друг к другу). (Напомню, в первом фильме в конце был добавлен вставной эпизод из «Человек-паук: Через вселенные».) Изменения концепции «Венома-2» на этот раз начались с внешней отделки — в качестве тяжелой артиллерии была подтянута скорее всего бесконечная творческая энергия Тома Харди (ему доверили разработку story, трудно сказать, насколько далеко он в ней продвинулся де-факто). Замечательно, безупречно пластичный актер, способный сыграть кого угодно, от  маниакального преступника-боксера до психопатического англичанина, выросшего в сердце Африки и прожженного главаря еврейских банд в сердце Англии и прочее и прочее.   Во второй части он блестяще сыграл и за Эдди, и за Венома. Актер в своих интервью рассказывал, что перед съемкой  надиктовывал реплики симбиота, которые потом запускались на  площадке, так что он всегда мог точно реагировать и поддерживать «диалог».

«Веном» и «Веном-2» связаны друг с другом торможением действия, а история движется кругами, сходящимися к пока невидимому центру (но мы знаем, какому). История первого фильма — инопланетные существа-изгнанники оказываются в мире людей, разрешают противоречия в своей микрогруппе, в тандеме (пардон, симбиозе) с людьми одолевают наконец, как водится, секретные внеправительственные структуры. Фильм второй начинается с того, что подчищаются арки, оставшиеся от прошлого. Эдди окончательно расстался со своей Энн, — поэтому она теперь даже и не его, а доктора. А камешек подаренного им обручального колечка оказался потяжелее Эддиного. Впрочем, Веном не разделяет американской трагедии и судя по тому, как легко он переселяется в бывшую Эдди, подтверждая тем самым еще раз возможность симбиоза, продолжение этой истории точно будет.

Кроме разбитого сердца примерно четверть фильма Эдди с Веномом пытаются наладить совместный быт. Нехитрый гетеросексуальный  быт человека и симбиота: на маленькой кухоньке-студии живые курицы, куча шоколада — Венома; пиво, яйца, хлеб и радиоприемник — Эдди, и еще холодильник. Не обошлось и без разрыва, как сказал бы Лев Николаевич Толстой,  «чувствовалась натянутость, как бы подергиванье в ту и другую сторону той цепи, которою они были связаны».

Ч е л о в е к: Паразит!

С и м б и о т: Терпила!

Встреча с Клетусом Кэсседи, на которой закончился фильм первый, прошла в итоге не по плану. Все лишь оттого, что Веном продолжил свою инкультурацию  и освоил дедуктивный метод. Беглый взгляд повернутой Веномом Эддиной головы на рисунки маньяка на стенах камеры, когда журналист уже выходил с интервью, и вуаля — найдены массовые захоронения невинно убиенных. Карьера Эдди, кажется, пошла в гору.

К вопросу о карьере и социальном капитале Эдди Брокка. В сравнении с прошлым фильмом концепция главного героя кардинально изменилась. Успешный человек из телевизора в «Веноме» — социально активный, преуспевающий американец среднего класса, то есть достаточно понимающий гражданские свободы и достаточно наивный, чтобы не соображать, как реально происходит их правоприменение. Помнится, это простодушие стоило карьеры и социального капитала (то есть банально связей), в результате чего он просто «исчез». Но в первом фильме у Эдди было нечто более ценное — прочные человеческие связи. Его мир —   простые люди, такие же простодушные, как и он сам. Бездомные, бедные продавцы, причем разных цветов кожи и этнической принадлежности, ради которых он и претерпел. Иными словами, это мир по-настоящему хорошего — немного клишированого, впрочем, — голливудского парня, магазинчик которого всегда находится за углом. Начиная со второй части, со средой у Эдди и правда неладно, не говоря о том, что в течение всего фильма человек и симбиот делят бренное тело (прах к праху… в общем понятно).

Герой каким-то непостижимым образом растерял все свои человеческие привязанности, хотя явно живет все в той же квартире, в том же районе. От привязанностей осталась лишь миссис Чэнь (Пэгги Лю), китаянка, дама решительная, но такая же жанровая, как и негры (слово еще не запретили в РФ. — Прим. ред.) у Фрэнка Капры — умеренно комично, нелепо лишь отчасти, но толерантно всегда.

Если исходить из логики сюжета (вопрос о комиксах о Веноме оставим), то симбиот заменил все эти привязанности. Видимо, сценаристка Келли Марсел исходила именно из этой идеи, которая потребовалась, конечно же, чтобы накачать сюжетную арку Эдди—Венома массой трюков в лучших традициях американской комической. Симбиот снова будет говорить клише из отсмотренных им старых вестернов и латиноамериканских телесериалов, высказываться к месту и не к месту в голове Эдди и выбираться из него все также не ко времени, только в разы больше и даже еще больше.

Персонаж Харди заметно сдал, как-то занедужил, ослабел телом и духом, и надо сказать, сил у него заметно не прибавилось даже после того, как история с маньяком закончилась.  За Эдди почти все делает Веном. Любимая работа разонравилась. Сил вернуть любимую и как бы особого желания  — нету. Все время что-то отвлекает, то выпавший из окна 40-дюймовый смарт-тв, то курицы.

Вуди Харрельсону, он играет Клетуса, особенно после его недавних работ, например в первом сезоне «Настоящего детектива», немного жмет в плечах не слишком ряшливо скроенный комиксовый антагонист. И не то чтобы антагонист, но есть нечто странное в этом пожилом человеке, выкрасившимся рыжим шатеном, с горящими лихорадочным румянцем щеками, да еще и подцепившим инопланетную заразу.

Расовое и гендерное разнообразие поддерживается в фильме «Веном-2». Вторым (для протокола, первым) по важности антагонистом оказалась афроамериканская женщина с суперспособностями. Фрэнсис (Наоми Харрис) пережила жестокое обращение, отчужденность, заключение в исправительной школе-интернате в юности, содержание в гораздо более специализированном учреждении для людей с суперспособностями и другими ограниченными возможностями здоровья — в зрелости.  

Кризис и кульминация навевают синефилические воспоминания  о старом-добром Голливуде: громадный эпизод, где теперь уже целых два симбиота борются за вершину пищевой цепи, но вершины буквальной, вернее даже не вершины, а шпиля костела. Почему-то сразу на ум лезет как страшная горилла, утащившая лялю, «Кинг Конг» с Джессикой Лэнг, где король Конго бредет по нью-йоркской стрит/авеню мимо католического храма, а навстречу ему падре. Не поручусь, что Энди Серкис не держал в уме этот эпизод, хотя таких костелов и таких падре немало было в истории Голливуда.

Как и в первой части, о медленном и неотвратимом сближении галактик Человека-паука и Венома вселенных DC/Marvel снова напоминает вставной эпизод из еще не вышедшего «Человек-паук: Нет пути домой».

Человек и симбиот нашли друг друга и преломили тело человеческое. Только Эдди опять ведь не помнит, отчего сидит на паласе у тахты в номере какого-то мужика.

Он бы и рад, да вылезать уж мочи нет.

Кинокомиксы и многолетнее противостояние DC/Marvel давно стали  лабораторией пиара, жанровых и стилевых экспериментов. Они знали по-настоящему талантливые постановки «Железного человека» или взлеты «Мстителей», хотя был и Золотой лев «Джокера».

Франшиза «Веном», особенно если кроссовер с Человеком-пауком состоится, — новая блестящая интрига в коллаборации киновселенных.

 

«Веном-2» | Venom: Let There Be Carnage

 

Режиссер    

Энди Серкис

 

Продюсер   

Ави Арад

Мэтт Толмак

Эми Паскаль

Келли Марселruen

Том Харди

Хатч Паркер

 

Автор

сценария     

Сюжет:

Том Харди

Келли Марсел

 

Сценарий:

Келли Марсел

 

В главных

ролях

Том Харди

Мишель Уильямс

Наоми Харрис

Рид Скоттruen

Стивен Грэм

Вуди Харрельсон

 

Оператор    

Роберт Ричардсон

Композитор

Марко Белтрами

Кинокомпания       

Columbia Pictures

Marvel Entertainment

Tencent Pictures

 

Дистрибьютор       

Sony Pictures Releasing

 

97 мин.

 

США

 

16+

 

red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *