обзоры

Вампир в России больше чем V, или баблоса нет

Экранизация романа Пелевина «Ампир V» от режиссера Виктора Гинзбурга, в ролях Павел Табаков, Тая Радченко, Вера Алентова, Владимир Епифанцев 

https://youtu.be/paj0PkKkdCk

@Нина СПУТНИЦКАЯ

Гламур и дискурс  —  бывшие главными инструментами властителей дум, согласно картине мира Виктора Пелевина, изложенной в 2006 году, сегодня благодаря экранизации романа будут введены в широкий оборот. Вряд ли кто-то поспорит, что герметичный «Ампир V» выходит на экраны своевременно. Впрочем, так же ожидаемо, несмотря на опоздание, было появление в 2011 году экранизации деконстрируирующего язык и мифологемы 1990-х годов, кричащего и жизнерадостного «Поколение Пи».

Первое что обращает на себя внимание в киноверсии «Ампира V» —  это подчеркнутый отказ от исповедальной интонации. Неравнодушный к наркоте молодой бездельник Роман (Павел Табаков) однажды оказывается в заброшенном особняке в центре Москвы, где его, сочтя достойным, обращают в вампира и нарекают Рамой. Герой некоторое время наблюдает жизнь элиты и узнает, что вампиры управляют всем человечеством, а их высшим удовольствием у них считается оккультная процедура высасывания баблоса  —  субстанции, которую конденсирует примадонна Иштар Борисовна (Вера Алентова).

При этом в экранизации восьмого романа Пелевина Виктор Гинзбург опирается на традицию комикса, изымает роль диссидентской субкультуры в формировании протагониста. Родословная/избранность героя объясняется кратким флэшбэком с изнасилованием советской гражданки офицером СС. Авторы живописуют в строгих линиях и контрастах общество без выбора. 


Павел Табаков идеально ведет роль молодого человека, лишенного корней, совершенно случайно оказавшегося в эпицентре гламура и дискурса. Но главное, что отличает его он искрометного протагониста «Generation» —  отсутствие речи. Даны только реплики.

К сожалению, совершенно безжалостно изъяты в фильме и линии женских персонажей, впрочем, это вполне может быть оправдано общей авторской концепцией: живописать мир, удручающий своей плоскостью. Между тем, еще приступая к работе, режиссер согласовал с писателем три принципиальных момента: количество действующих лиц, роль женщин во вселенной замысла и изменения кульминационной сцены. И потому прекрасно модернизирована дуэль Рамы и Митро, ведь на роль антагониста авторы пригласили известного  рэп-исполнителя Мирона Федорова (Oxxxymiron) цинично и безапелляционно подавляющего любые попытки Рамы выразить себя через критику старшего поколения.

Не пытаясь реабилитировать имперский стиль, авторы создают ощущение гнетущей предопределенности всего и вся, а барочность архитектуры определяет регистр всего повествования. Мертвенность, герметичность воссозданы через ампирный декор дворцов и мебели, заполняющей кадр и поддерживаются претенциозным орнаментом компьютерной графики. Панорамы суровой Москвы подчеркивают дистанцию властителей мира и его персонажей.

Фильм  Гинзбурга —  не приговор, но констатация: такие игривые символы безвозвратно ушедшего китча 1990-х, как Куршевель и красный пиджак проиграли поглотившей людей столице 2020-х годов.

«Ампир V» —  трагический комикс, не легкий, но лаконичный. То же подтверждает ответ исполнителя роли Локи Бронислава Виногродского на пресс-конференции на премьерном показе фильма на вопрос издания «Телекинет» о том, как отреагировал автор романа на экранизацию ответил точно и односложно: «Восторг».

И фильм, и роман оказались гневным бичеванием, (вспомним советскую риторику, ныне актуальную), но, как водится, не к месту и не ко времени. Ибо метафора о вампирах уважаемого классика современной российской прозы призвана разоблачать. Кровь употребляют все упыри — и те, кто паблик основал, и те, кто в него вступили. Баблос же, —  концентрат жизненной энергии, — дело совершенно иное: его достойна сосать лишь элита.

В не слишком далекие времена, в одной не столь далекой галактике такую метафору прочли бы с удовольствием. А сегодня? Что сегодня? Люку Скайуокеру дали сколько-то лет строгача. Где находится его световой меч и сказать-то совестно. Но достанет он его оттуда явно не скоро. А как, вернее когда, все же достанет — тотчас улетит на Татуин. Хан Соло и Лея на Татуине вместе с движимым имуществом обитают уже давно. Йода — на Дагобе, у него двойное гражданство плюс принадлежность к меньшинствам.

Какие вампиры, какой баблос? Нет у нас никаких вампиров! И баблоса тоже нет! А лучшей метафорой была бы фраза из «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна (пока еще не является экстремистской организацией. — Ред.): «6.54. О чем невозможно говорить, о том следует молчать».

 


АМПИР V

 

Дата релиза в России: 31 марта

 

Производство: кинокомпания «Квадрат»

 

Жанр: фэнтези

 

Режиссер и автор сценария:

Виктор Гинзбург

 

Продюсеры:

Алек Марианчи, Юрий Крестинский (Generation П, Птичка), Андрей Трубицин, Виктор Гинзбург (Generation П), Иван Засурский (Generation П), Мария Капралова, Алексей Тылевич (Девушка возвращается одна ночью домой, Тревожный звонок), Джеймс Стил

 

Оператор:

Алексей Родионов (Иди и смотри, Орландо, Generation П)

 

Музыка:

Владимир Мартынов (Холодное лето пятьдесят третьего…, Остров, Михайло Ломоносов), Александр Хаке (Generation П, Шрам)

 

В ролях:

Павел Табаков, Тая Радченко, Мирон Федоров/Oxxxymiron, Владимир Долинский, Вера Алентова, Владимир Епифанцев, Андрей Смирнов, Бронислав Виногородский, Игорь Жижикин, Максим Дрозд, Игорь Гордин, Виктор Вержбицкий, Марина Зудина, Федор Бондарчук, Соня Синицына

 

Формат: 2D

 

Возрастное ограничение: 18+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *