обзоры

Перелететь историю: «Валерий Чкалов» Михаила Калатозова

Текст Максима Казючица о знаменитом фильме Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» (1941) для проекта Музея кино «Фильмы Великой Победы» — кинопоказы советских кинокартин, созданных в годы Великой отечественной войны.

https://youtu.be/II6f0d3WRm8

@Максим Казючиц

Фильм «Валерий Чкалов» вышел на экраны в 1941 году. Легендарная фигура российской авиации, его биография,  профессиональные свершения обретают в картине Михаила Калатозова особое звучание. К началу войны окончательно сложилась символическая культура советского кино: подвергнутая евгенике пышная, энергичная, полная энтузиазма действительность, имевшая не много общего с реальной жизнью страны. Как будто ненадолго родился тот «советский Голливуд», о котором говорил расстрелянный перед войной министр кинематографии Борис Шумяцкий. 

Chkalov

Летчик еще со времен знаменитого «Аэрограда» Александра Довженко стал важнейшей фигурой, провозвестником курса новой идеологии, успеха промышленности, прогресса и символом военной мощи. Чкалов, одержимый идеей сильной боевой авиации (не случайно он называет себя «истребителем»), новой техники ведения воздушного боя, прославления своей страны, в фильме Калатозова неизбежно дополнен еще одной страстью — любовью к Сталину. С его благословения Чкалов совершит свой знаменитый перелет Москва—Северный полюс—Ванкувер, его слова о том, что человек важнее машины, дают герою возможность по-новому взглянуть на свою семью. 

Chkalov

Chkalov

ChkalovКартина оказалась современной и вполне тематически отвечала мировому уровню. В эпизодах о трудных, мучительных испытаниях нового истребителя использовались интересные сложнопостановочные комбинированные съемки (макетки, транспарентная съемка, рирпроекция и др.) и мастерство блестящих профессиональных советских пилотов.         Заметно знакомство постановщиков и с голливудским репертуаром — отлично известной у нас американской картиной «Летчик-испытатель» (1938) Виктора Флеминга (в свое время рецензию на нее писал сам Сергей Эйзенштейн), где главную роль сыграл Кларк Гейбл.  

Chkalov

Образ Валерия Чкалова не смог бы появиться без блестящего актерского таланта  Владимира Белокурова. Исключительно разносторонне одаренный, он мог в один год сыграть выдающегося российского математика, основоположника аэродинамики Сергея Чаплыгина в фильме «Жуковский» (Сталинская премия I степени) и правую руку Гитлера — Мартина Бормана в «Секретной миссии» (1950). На театральной сцене одной из ярких его ролей стал Чичиков, позже он сыграет его в фильме Леонида Трауберга «Мертвые души». 

В эпизодических ролях в картине появились Марк Бернес (комментатор спортивного воздушного боя) и блестящий сатирик, еще совсем юный Аркадий Райкин, он сыграл роль американского журналиста, приехавшего встретить русского авиатора. 

Chkalov

«Валерия Чкалова», как и многие фильмы с изображением Сталина, постигла неизбежная «реставрация». В цензурированной версии 60-х годов были купированы все сцены со Сталиным, запечатаны отдельные изображения и надписи в кадрах. 

Chkalov

Перед вами наиболее полная, восстановленная версия этого замечательного фильма Михаила Калатозова о страшном времени и неукротимой силе человеческого духа.

 

Подробнее — на сайте Музея кино

http://www.museikino.ru/events/valeriy-chkalov-1941-rezh-mikhail-kalatozov-13062020/?sphrase_id=309213

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *