обзоры

Муравьи, кузнечики и испанский доспех

24 мая состоялась светская премьера нового байопика «Быть Сальвадором Дали», режиссер Мэри Хэррон, в главной роли Бен Кингсли

@Максим КАЗЮЧИЦ

24 мая в Москве, в кинотеатре Октябрь состоялась светская премьера нового байопика «Быть Сальвадором Дали», режиссер Мэри Хэррон, в главной роли Бен Кингсли (прокат в России — кинокомпания «Вольга»).

Жизнь Сальвадор Дали, превращенная им самим в  бесконечный перформанс, остается одной из самых популярных историй, не говоря уже о  любви самого художника к Голливуду. В своем новом байопике Мэри Хэррон (Американский психопат, Так сказал Чарли, Я стреляла в Энди Уорхола, Непристойная Бетти Пейдж, сериал Она же Грэйс) мудро взяла последний отрезок этого долгого артистического забега — 1970-е. Попытки привлечь  угасающий интерес критики и публики в Америке, уже вновь переключившуюся на беспредметную живопись и контемпорари арт, возвращение в Испанию.  

Надо сказать, что экранизация биографии художника, композитора или писателя и прочих работников культуры  —  вероятно, самое неблагодарное занятие. Увы, большинство байопиков  —  как новый гарнитур на старой кухне с тараканами. Какой бы раскостюмной ни была постановка, какой бы Дефо ни отрезал бы себе ухо, такие проекты щедро, с походом набиты штампами, которые заползают туда от соседей — от скверного социального запроса, безвкусия продюсера или ревнителей миноритарных сообществ. 

«Больше всего меня в собранном материале заинтересовало то, что Дали панически боялся смерти. Это делает персонажа очень человечным. Мы пытались увидеть человека за ширмой исторической фигуры и найти черты характера, которые были бы свойственны и другим людям. Помимо того, что он был бесспорным гением, он во многом походил на нас с вами. Кроме того, мы изначально решили, что не хотим снимать традиционный байопик. Жизнь и карьера Дали продолжались более шестидесяти лет. Вместить все эти годы в двухчасовой формат полнометражного фильма невозможно. Мы решили изменить масштаб и сфокусироваться не на художнике, а на человеке» — Мэри Хэррон, режиссер

Производственная история проекта тоже оказалась не самой изящной.  Быть Сальвадором Дали» был снят за пять недель весной 2021 года в самый разгар пандемии. Съёмки велись в Великобритании — в Ливерпуле и в Северном Уэльсе. Однако Хэррон стоит отдать должное за несколько принципиальных вещей которых она не сделала (а, наверняка, очень хотелось). Жизнь Сальвадора Дали не только эпатажна, но и парадоксальна. Отношения художника и его музы-супруги показаны иронично, со всеми достоинствами и недостатками людей, состарившимися в браке. Собственно, экспозиция фильма, вернее, пролог,  —  кусок телепередачи, где американская домохозяйка с закрытыми глазами не без труда пытается угадать очередного героя в студии. 

Гала и Дали показаны вполне реалистично  —  свирепая и в то же время изящная пожилая  дама русского происхождения с неистребимым славянским акцентом, с кулаками буквально бросается на гения, требуя: «Пиши! Пиши! Пиши! Пиши! Мне нужны деньги!».

Сама история тоже деликатно рассказана от лица Джеймса, сотрудника галереи, больше красивого, чем интеллектуального. Его засылают к именитому художнику, чтобы повысить производительность маэстро, смешивать краски, подыскивать живописный материал — муравьев, кузнечиков, испанский доспех и много чего еще. История продолжается, ибо молодой человек, — окрещенный маэстро уже «Святым Себастьяном», — потянулся за Дали из Америки в Европу.

«И Дали, и Гала были весьма своеобразными людьми и по характеру, и в отношениях друг с другом, поэтому нам был нужен сторонний наблюдатель, с которым мог бы ассоциировать себя зритель», — Джеймс Уолш, муж Мэри Хэррон

В фильме практически нету сцен, где Дали за работой: у Хэррон хватило вкуса ограничиться парой-тройкой ярких деталей, — подготовкой палитры, подмалевком и вполне безобидным окрашиванием дамских ягодиц с последующем отпечатыванием на холсте. (И заметьте, это не был перформанс — тут ни публики, ни оркестра, никакого моветона, чем грешили модные авторы вроде Ива Кляйна еще в 60-е.) Есть ироничные, практически сардонические вечеринки, которыми был знаменит гений. Также не без ехидства показаны романтические отношения Галы с Джеффом Фенхольтом, исполнителем роли Иисуса в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Неожиданно, усиливая парадоксальный эффект, появляется совсем не уместный и оттого еще более комичный Элис Купер (он послужил моделью для голографической проекции).

Наконец, отдельное спасибо всего за три флэшбэка юного Дали в исполнении Эзры Миллера, — он, видимо, шел в комплекте с финансированием проекта, хотя Харон подчеркивает, что нашла его самостоятельно, — которого благополучно поглотила мощная работа Кингсли. 

«После просмотра фильма СЕКСУАЛЬНАЯ ТВАРЬ у меня сложился определенный образ Бена Кингсли. Я думала, что для Дали этот образ будет слишком мощным. Дали был силен на холсте, в жизни же он был трусом. Помню, как посмотрела фильм ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 3, в котором Бен сыграл двойную роль: страшного террориста и трясущегося, уморительно смешного трусишку. Тогда мне стало ясно, что такой актер, как Бен, способен на все, он универсален. Кроме того, он отличный комедийный актер, яркие тому доказательства  —  такие его роли, как Ганди. И Бен, и Барбара Зукова отлично понимают комедию, хотя все считают их драматическими актерами» — Мэри Хэррон, режиссер

Дали Бена Кингсли, которому за семьдесят, способен днем восторгаться каталонским желтым, любимой краской,  ночью он ведет молодежь по скалистому каталонскому побережью, чтобы показать ту гору, которая «позировала» ему в «Великом мастурбаторе».

Гений дирижирует ветром, стоя на краю, нависая над морем. Все снято очень легко, и кажется, что это обитатель из киновселенной Уэса Андерса. В конце концов, что еще надо для приятного уикенда. 


БЫТЬ САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ

 

DALILAND

 

Дата релиза в России: 25 мая

 

 

Жанр: биографическая драма

 

Режиссер:

Мэри Хэррон  —  номинация на премию фестиваля Сандэнс, номинация на премию Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей; Американский психопат, Так сказал Чарли, Я стреляла в Энди Уорхола, Непристойная Бетти Пейдж, сериал Она же Грэйс

 

Продюсер:

Эдвард Р. Прессман  —  номинация на премию «Эмми»; дилогия Уолл Стрит, Американский психопат, Ворон, Зимний гость, Человек, который познал бесконечность

 

В ролях:

Бен Кингсли  —  премия Оскар, премия Золотой глобус, премия BAFTA; Ганди, Список Шиндлера, Остров проклятых, Счастливое число Слевина, Лекарь: Ученик Авиценны, Вне/себя, Хранитель времени, сериал Предприятие «Божий дар»

Барбара Зукова  —  премия Каннского и Венецианского кинофестивалей, номинация на премию Сезар; Air: Большой прыжок, Роза Люксембург, Европа, Свинцовые времена, Странник, Ты и я, Лола, Взрывная блондинка, сериал Берлин, Александерплац

Эзра Миллер  —  Флэш, Хорошо быть тихоней, Что-то не так с Кевином, Бэтмен против Супермэна: На заре справедливости, Лига справедливости, Отряд самоубийц, франшиза Фантастические твари

Кристофер Брини  —  сериал Этим летом я стала красивой

Руперт Грейвз  —  Морис, «V» значит Вендетта, Смерна, Ущерб, Смерть во время похорон, Безумие короля Георга, сериалы Шерлок, Сага о Форсайтах, Закон Гарроу, Семья

Сьюки Уотерхаус  —  С любовью, Рози, Дождливый день в Нью-Йорке, Спиритический сеанс, Нация убийц, сериалы Дейзи Джонс и The Six, Белая принцесса

 

Премьера состоялась в рамках Международного кинофестиваля в Торонто.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *