новости кино обзоры

ММКФ-2019: исторический вектор и политический экшн

Завершился 41-й Московский международный кинофестиваль. Обзор фильмов-конкурсантов и фильмов-участников внеконкурсных программ в журнале «Телекинет».

@Ксения Масленникова

Как и в предыдущие годы, помимо конкурсной программы полного и короткого метра, а также конкурса документального кино на ММКФ-41 традиционно была представлена широкая палитра внеконконкурсных программ. Среди них — «8 1/2 фильмов», «Мастера», «Время женщин», «Фильмы, которых здесь не было», «Русский след», «Спектр».  По случаю Года культуры и туризма России и Турции была представлена ретроспектива современного турецкого кино (программа «Дороги Турецкого кино»). В рамках фестиваля состоялись предпремьерные показы фильмов «Нуреев. Белый ворон» (реж. Р. Файнс; 2019), «Мстители: Финал» (реж. Э. Руссо, Д. Руссо; 2019), «На Париж!» (реж. С. Саркисов, 2018).

Крупным событием стал показ восстановленного дебютного фильма Дзиги Вертова «Годовщина революции» (1918), в течение нескольких лет фильм фильмы был восстановлен из фрагментов историком кино Николаем Изволовым.

Из внеконкурсных программ фестиваля также стоит отметить ретроспективные «Мишель Девиль. Досье Мастера», «”Свинцовые времена” итальянского кино» (политическое кино Италии 60-70-х годов), «XX век венгерского кино» (серия показов отреставрированных шедевров венгерского кинематографа; программу представил режиссер Иштван Сабо), «ВГИКУ — 100. Человек с киноаппаратом» (программа, приуроченная к 100-летнему юбилею одной из старейших киношкол мира).

Муза истории / история музы

В этом году Московский кинофестиваль отличился довольно интересной и разнообразной подборкой фильмов. Вектор исторический был задан в первый день фестиваля показом фильма-открытия «Видок: император Парижа» (реж. Ж.-Ф. Рише, 2017) о бывшем преступнике, поступившем на службу во французскую полицию, Эжене Видоке (Венсан Кассель).

Тема и главный герой: Франция времен Первой империи и вполне историческое лицо — частный детектив Эжен Видок, со временем приобретший статус фольклорного персонажа. «Видок: император Парижа» — отличный преемник французских приключенческих кинолент о городских трущобах и благородных героях с Жаном Маре в главной роли («Горбун», 1959; «Парижские тайны», 1962). В фильме Рише в полном согласии с  современным трендом создания исторического кино представлена вполне натуралистическая картина парижских трущоб с их беспредельной преступностью, грязью и нечистотами.

Сюжет динамично развивается, чередуя экшн и спокойные сцены со все новыми поворотами — зрителю скучать не придется. Есть в фильме и мотивы классического детективного конфликта между протагонистом, блюстителем закона, и антагонистом, «Наполеоном преступного мира». Эжену Видоку противостоит его бывший напарник по заключению, Натаниэль де Венгер (Аугуст Диль). В финале схватка героев снята в лучших традициях противоборства у Рейхенбахского водопада. На высоком уровне, что не редкость для европейских исторических фильмов, оказалось качество художественно-постановочной части. Костюмы и декорации выполнены реалистично и продуманы до мельчайших деталей.

Продолжает тему конфликта личности и истории участник конкурсной программы «Отец-ночь» (реж. Д. Симанис, 2018) о Жанисе Липке, латвийском Оскаре Шиндлере, укрывший в своем доме около пятидесяти евреев, выведенных из местного гетто. Лента также следует тенденции реалистичной и правдоподобной передачи исторических событий.

Байопик Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон» (2018) об одном из величайших танцовщиков XX века, Рудольфе Нурееве, продолжает ретроспективный тренд. Фильм состоит из трех взаимодополняющих друг друга сюжетных линий, каждая из которых посвящена важнейшему этапу в жизни великого танцовщика: детство в Уфе; годы обучения в академическом хореографическом училище им. А. Я. Вагановой и парижские гастроли Мариинского театра, после которых Нуреев не вернулся обратно в СССР. Повествование ведется нелинейно: линии сменяют друг друга посредством параллельного монтажа в качестве флэшбеков главного героя. Нельзя не отметить исполнителя главной роли — премьера Татарского академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, Олега Ивенко. Поразительно не только внешнее сходство молодого артиста с прототипом, но и определенные черты и манеры, свойственные Нурееву (например, характерный взгляд). Молодому танцовщику также удалось передать порыв и энергию характерные для танца Нуреева. Экран буквально источал ауру великого танцовщика.

Еще один практически биографический фильм был представлен в программе «8 1/2 фильмов» «Произведение без автора» (2018, реж. Ф. Х. Фон Доннерсмарк) о молодом художнике Курте Барнете (Том Шиллинг). Но, если смотреть шире, это масштабное полотно, охватывающее около 30 лет истории Германии XX века. И, хотя имена некоторых персонажей изменены, в них с легкостью прочитываются известные деятели культуры прошлого десятилетия. Так, прототипом главного героя стал немецкий художник Герхард Рихтер, а в профессоре Дюссельдорфской школы искусств Антониусе ван Вертене (Оливер Мазуччи) без труда угадывается Йозеф Бойс. Фильм наполнен различными аллюзиями, помогающими эрудированному зрителю считать контекст, время и обстоятельства действия. Одним из наиболее интересных эпизодов — поиски собственного стиля молодым художником, — смонтированный в виде калейдоскопа кадров, где герой вновь и вновь попробует ту или иную художественную практику. Здесь безошибочно угадывается абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока и синие монохромы Ива Кляйна. Одно из достоинств фильма — тонкая, тщательно продуманная взаимосвязь между персонажами фильма, которая в итоге находит выражение в творчестве молодого художника, помогает ему стать собой, найти свое творческое «я».

В программе «Мастера» была представлена еще одна историческая картина «Петерлоо» (2018, реж. М. Ли). Фильм посвящен столетней годовщине печально известного события — 16 августа 1819 года, вошедшего в историю под названием  «Манчестерская бойня». Вооруженные отряды конной полиции и гусар открыли стрельбу по мирной колонне демонстрантов. Из ряда классических исторических лент «Петерлоо» выделяет его схема построения. Практически три четверти фильма — череда сцен  тайных собраний, перемежающихся с основным действием. Неискушенному зрителю фильм может показаться затянутым, экшн появится ближе к концу: в кульминации фильма — эпизод митинга и его разгон. Но именно так и происходят в действительности исторические события — это не череда зрелищных эпизодов, а долгая и вдумчивая подготовка базы, рожденной в дискуссиях и  собраниях.

Завершает обзор исторических лент фильм Масаки Иноуэ «В плену у сакуры» (2019) о любви пленного русского офицера Александра Сорокина (Родион Галюченко) и японской сестры милосердия Юи Сакурако (Дзюнко Абэ). История берет свое начало в наши дни, когда главная героиня намеревается сделать репортаж о русских военнопленных времен русско-японской войны. Она находит дневник офицера Сорокина. Вместе с журналисткой зритель погружается в историю начала XX века — наша действительность сменяются эффектными кадрами начала прошлого века, напоминающими фотографии Прокудина-Горского. Это история столкновения двух цивилизаций, двух непохожих культур, выбора между любовью и долгом. Но, несмотря на все культурно-политические препятствия, побеждает любовь, не знающая географии и границ. Фильм украшает великолепный актерский ансамбль. Особенно, хотелось бы выделить профессиональную актерскую работу Александра Домогарова (капитан Василий Бойсман).

Quo Vadis, Domine?

Следующий, важный блок фильмов фестиваля представляют картины, затрагивающие проблемы религиозных институтов.

Продолжая тему исторического кино нельзя не упомянуть фильм-притчу «Кровь Бога» (2018, реж. Б.Кнопка), рассказывающий о двух крестоносцах, заброшенных в некую землю, где обитает племя язычников. Виллиброрд (Кшиштоф Печиньский) и безымянный рыцарь (Кароль Бернацкий) решают обратить аборигенов в христианство. Но у каждого рыцаря свой взгляд на стратегию христианизации местного населения. В фильме затрагивается вечная проблема, с которой сталкивается любой религиозный институт — конфронтация агрессивного радикализма и мирного проповедничества.

Фильм «День субботний» (2019, реж. М. Фаруки), участник  конкурса,  основан на реальном событии — террористический захват кафе со случайными посетителями. Оправдывая свои действия столпами Корана, террористы убивают нескольких заложников. Критерии, однако, по которым захватчики решают убить или миловать, достаточно формальны. По мере развития действия раскрывается неспособность захватчиков вести переговоры, двойные стандарты и бездуховность. Как и в предыдущем фильме, сталкиваются два полюса представителей веры — воинствующие радикалы и трезвомыслящие верующие.

Широка страна моя родная
На Московском международном кинофестивале широко был представлен и национальный кинематограф разных регионов России и ближнего зарубежья.
Среди заслуживающих упоминания лент стоит отметить классическую чёрно-белую картину Тенгиза Абуладзе «Мольба» (1967), представленную в рамках программы «ВГИКУ – 100. Человек с киноаппаратом». Сюжет фильма основан на поэмах грузинского поэта Важи Пшавелы. Картина насквозь пропитана эстетикой визуальной поэтики – длинные статичные кадры, роль деталей, многократное повторение определённых элементов.
Из современных лент достойных внимания стоит отметить мистическую хоррор-драму «Шарнохой – желтый пес» (2019, реж. Б. Дышенов) о борьбе с призраками прошлого и настоящего; и мотивирующую якутскую картину «Надо мною солнце не садится» (2019, реж. Л. Борисова) о столкновении и взаимодействии двух поколений, пользе видеоблогинга, исполнении заветной мечты и умении брать удовольствие от каждого момента жизни.
Европейскую часть России в основном конкурсе представили апокалиптическая экшен-драма «Эпидемия. Вонгозеро» (2019, реж. П.Костомаров) и арт-хаусная драма «Воскресенье» (2019, реж. С.Проскурина).
Победителем 41 ММКФ (приз «Золотой Святой Георгий» за лучший фильм) стала картина из Казахстана «Тренинг личностного роста» (2018, реж. Ф. Шарипов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *