poster
новости кино обзоры фестивали

Берлинале-68: Обзор программы международного кинофестиваля в Берлине: основной конкурс и внеконкурсный показ

Берлинале-68: Обзор программы международного кинофестиваля в Берлине: основной конкурс и внеконкурсный показ

offic poster

#Максим Казючиц

68-й Международный кинофестиваль в Берлине, один из старейших и наиболее авторитетных в области кино, представил программу основного конкурса, а также внеконкурсную программу фильмов-участников.

 

Программа основного конкурса

 

Dovlatov by Alexey German Jr. (Russian Federation / Poland / Serbia)

Трагикомический байопик  от Алексея Германа («Под электрическими облаками», «Бумажный солдат») о писателе, цеховых ценностях, застое, сменившем недолгую оттепель. Молодые литературные работники, Довлатов, Бродский, находятся вне Системы, потому что хотят писать свободно.

3 Tage in Quiberon (3 Days in Quiberon) by Emily Atef (Germany / Austria / France)

Фотосессия знаменитой немецкой актрисы Роми Шнайдер («Сиси», «Бокаччо-70», «Процесс», «Бассейн»), сделанная французским фотографом Робертом Лебеком / Robert Lebeck, и ее интервью 1981 года легли в основу этого вполне традиционного биографического фильма. Здесь — все основные жизненные перипетии замечательной актрисы: отъезд из родной Германии, Голливуд, возвращение, мировое признание. Всем поклонникам дарования Шнайдер.

Ang Panahon ng Halimaw (Season of the Devil) by Lav Diaz (Philippines)

Оригинальная минималистская постановка филиппинского режиссера Лава Диаса.*
*классик филиппинского кино, автор фильмов «Женщина, которая ушла», «От предшествующего», «Меланхолия».
«Ang Panahon ng Halimaw» — фильм музыкальный, черно-белый с экспрессивно-статуарными актерскими работами. Работа одновременно отсылает почти ко всем классическим протестным постановкам: «Иисус Христос — суперзвезда», «Волосы» и, разумеется (поскольку сюжет трагического свойства), «Танцующая в темноте». Поэт и борец с ненавистным режимом диктатора Маркоса Хьюго Ханиуэй разыскивает свою пропавшую без вести супругу — доктора Лорену, которая открыла в филиппинской глубинке больницу для бедняков. Такая фабула дает возможность режиссеру, разумеется, превратить поиски в символическое путешествие среди образов народа, родины и диктатуры.   
 

 

Damsel by David Zellner and Nathan Zellner (USA)

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Фильм «Damsel» братья Зеллнеры привезли с недавно завершившегося МКФ «Санденс». Комедийный вестерн с элементами гротеска. Вполне естественно, что для успеха такого жанрового эксперимента почти все элементы должны оказаться штампами, которые будут саморазоблачаться по ходу развертывания сюжета. Главный герой едет, чтобы взять в жены свою давнюю любовь, однако это совершенно не означает, что любовь готова к тому, чтобы ее взяли. Возможно даже, что в некоторых ковбойских навыках она не уступает сексистски настроенным  мужским персонажам.

Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot by Gus Van Sant (USA)

Ганс Ван Сент представит в Берлине новый трагикомический байопик, также поступивший прямиком с МКФ «Санденс». Фильм об известном не столь давно скончавшемся американском карикатуристе Джоне Каллахане / John Callahan. Несмотря на инвалидность, депрессию и размышления о суициде, герою еще предстоит найти свой, особый смысл жизни, а в карикатурах — уникальный, пусть и весьма зловещий стиль.  

 

Eva by Benoit Jacquot (France / Belgium)

Изабель Юппер снова возвращается к своему излюбленному образу женщины, категорически не желающей мириться с общепринятыми правилами игры («Она», 2016) и предпочитающей устанавливать собственные. Главная героиня, проститутка, становится объектом творческого эксперимента молодого, но еще не слишком известного писателя. Фильм снят по одноименному роману известного мастера детектива Джеймса Хедли Чейза.

Figlia mia (Daughter of Mine) by Laura Bispuri (Italy / Germany / Switzerland)

Лаура Биспури хорошо известна фильмом «Клятвенная девственница» / Vergine giurata (2015) — вероятно, одним из лучших феминистских фильмов десятилетия. Если здесь две сестры выбрали два традиционных для европейской культуры пути: верность традиции в глухой деревне или сравнительно сытая жизнь в большом городе, то в новом фильме игровой треугольник — это 10-летняя Виттория, ее мать Тина и Ангелика, которая станет новым другом девочки и проводником в новый мир взросления, а значит, свободы.

Las herederas (The Heiresses) by Marcelo Martinessi (Paraguay / Uruguay / Germany / Brazil / Norway / France) — First Feature

Дебютный фильм Марчело Мартинесси с мощной копродукцией из шести стран, снятый в лучших традициях малобюджетного авторского видео.

In den Gängen (In the Aisles) by Thomas Stuber (Germany)

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Популярный сегодня стиль магического реализма, фильм-притча в новом фильме Томаса Стубера.

Isle of Dogs by Wes Anderson (United Kingdom / Germany) – Animation

Уэс Андерсон («Отель «Гранд Будапешт»», «Бесподобный мистер Фокс») представит новый полнометражный мультфильм «Остров собак» (фильм планируется к показу на открытии Берлинале). Тема — вобщем-то та же, что и  в «Мистере Фоксе»: бесподобный звери в отнюдь не бесподобном мире людей. Главный герой, 12-летний Атари, он кстати, японец, разыскивает своего пса, сбежавшего на остров, который оказывается гигантской свалкой и пристанищем для брошенных домашних питомцев и бытовой техники. Мультфильмы (теперь во множественном числе) Андерсона подкупают винтажной по нынешним временам техникой съемки: старый добрый стоп-моушн, или покадровая съемка, с настоящими куклами.  Жизнеутверждающий фильм для семейного просмотра.

Khook (Pig) by Mani Haghighi (Iran)

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Хасан, протестный режиссер, снимающий протестное кино, вероятно желает стать мучеником от искусства. Но то, чего он так жаждет, не происходит, никто не хочет пустить в него предательскую пулю, поэтому Хасану приходится режиссировать жизнь самому.  

Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot (My Brother’s Name is Robert and He is an Idiot) by Philip Gröning (Germany / France / Switzerland)

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Фильм о юности и грядущей зрелости, окончание школы, выпускные экзамены, апрельский со с его улыбкой мая.  

Museo (Museum) by Alonso Ruizpalacios (Mexico)

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Роуд муви (формально, по крайней мере)  о двух студентах, которые вынесли из Государственного музея Мехико ценные экспонаты. Но, как того требует жанр, пробежала между приятелями черная кошка, и что-то пошло не так. Одну из главных ролей в фильме играет Гаэль Гарсия Берналь, известный своими провокационными ролями («Сука-любовь», «И твою маму тоже»).

La prière (The Prayer) by Cédric Kahn (France)

Седрик Кан привез новый фильм на близком и родном для себя материале о коммуне в девственной глуши («Дикая жизнь», 2014) или в подпольной ячейке прямо в городе  («Анархисты», 2015). Душераздирающая (естественно) история о духовной перековке и рождении новой личности с символичным названием «Молитва». Трудовая коммуна для трудных подростков, суровый быт и строгость нравов, — новая трактовка близкой, особенно французской литературе, темы дидактического романа.    

Toppen av ingenting (The Real Estate) by Måns Månsson and Axel Petersén (Sweden / United Kingdom)

Яркий, экспрессионистский, сюрреалистический и антибуржуазный фильм Манса Манссона и Алекса Петерсена  — еще один сатирический диагноз обществу потребления. Главная героиня 68 лет, похоронив отца, останавливается в одном из своих многоквартирных домов. Ничего лучше, чем сравнить Европу с многоквартирным домом, европейская культурная элита пока не придумала. Впрочем, если сравнить с популярным со средневековья мотивом Вавилонской башни в европейской культуре (И. Босх), все не так уж и безнадежно.  

Touch Me Not by Adina Pintilie (Romania / Germany / Czech Republic / Bulgaria / France) — First Feature

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Если «Интимные места» могут стать кинодебютом в России, то показывать, говорить об и трогать эти самые места в Европе — тем более тема, достойная для дебюта, который может надолго остаться в памяти участников 68-го Берлинале.

Transit by Christian Petzold (Germany / France)

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Один из главных представителей знаменитой «берлинской школы» кино Кристиан Петцольд («Барбара») представит экранизацию одноименного романа писателя Анны Зегерс, хорошо известной читателям еще со времен СССР.   Как и сама Зегерс в сове время, главный герой бежит из нацистской Германии. Однако это лишь начало его пути.

Twarz (Mug) by Małgorzata Szumowska (Poland)

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Еще один мотив Вавилонской башни, но на материале кино Восточной Европы. Малгожата Шумовска / Malgorzata Szumowska, один из ведущих современных режиссеров Польши, представила фильм Twarz (Mug). Международный перевод — жаргонное обозначение лица, близкое к «личине», «физиономии». Главный герой, работающий на строительстве гигантского монумента Иисусу Христу, в результате аварии оказывается обезображен. Однако ему буквально восстанавливают лицо, а далее известность и бремя слава, где герой постепенно теряет себя. Надо сказать, что Шумовская последовательно выбирает темы, которые особенно нежно любимы фестивальными жюри. В 2011 году выходит лента Откровения / Elles с Жюльет Бинош в главной роли о проблеме женской проституции в студенческой среде. В 2013 — фильм «Во имя…» / W imie… о сельском священнике, испытывающего сомнение в вере, поскольку он не может усмирить свое гомосексуальное влечение к одному из юных прихожан. Фильм 2015 года «Тело» / Body о проблеме анорексии как символа (совсем в духе «Символического обмена и смерти» Жана Бодрийяра) современной культуры, одержимой химерами или симулякрами. Судя по довольно прямолинейному символизму, диалог о месте веры, сотворении кумира, а также отношения образа и подобия в новой работе Шумовской продолжится.

Utøya 22. juli (U — July 22) by Erik Poppe (Norway)

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Фильм основан на реальных событиях: трагической гибели 69 молодых людей в летнем лагере в Норвегии, которые были расстреляны в 2011 году.

 

Фильмы вне основного конкурса

Black 47 by Lance Daly (Ireland / Luxembourg) — Out of competition

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Историческая драма на традиционную тему о противостоянии Ирландии и Англии. Герой, ветеран-ирландец, вернувшийся из Афганистана в 1847 году, теряет семью и решает отомстить ненавистным англичанам с оружием в руках.

7 Days in Entebbe by José Padilha (USA / United Kingdom) — Out of competition

Еще один фильм о террористической деятельности. В июне 1976 года самолет с израильскими пассажирами захватили террористы.  

Ága by Milko Lazarov (Bulgaria / Germany / France) — Out of competition

curtesey to Internationale Filmfestspiele Berlin

Новый фильм от создателя великолепной сатиры на современное общество потребления и СМИ «Слава», 2016. Но на этот раз персонажи (главного героя, кстати, зовут Нанук) оказываются в мире, достойном камеры Роберта Флаэрти.

Eldorado by Markus Imhoof (Switzerland / Germany) — Documentary, out of competition

Проблемная документальная кинолента о беженцах их самоопределении на новой родине.

Unsane by Steven Soderbergh (USA) — Out of competition

Стивен Содерберг представляет новый фильм. Главная героиня оказывается в психиатрической лечебнице, где ей предстоит  определиться: является ли то, что она видит, лишь плодом воображения или все это реально.  

red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *