23 сентября прокат выходит «Холодный расчет» Пола Шредера, участвовавший в конкурсе последнего Венецианского фестиваля.
23 сентября прокат выходит «Холодный расчет» Пола Шредера, участвовавший в конкурсе последнего Венецианского фестиваля. Классик «нового Голливуда», сценарист «Таксиста» не стремится идти в ногу со временем, напротив, он отделывает до блеска формат социального триллера 70-х и вновь исследует своего постоянного героя — страдающего от посттравматического синдрома американца.
… Билл Телл (короткое, как удар, имя заглавного персонажа) считает карты. Он игрок в покер, и, по его мнению, в игре все просто: ты считаешь карты, запоминаешь, просчитываешь варианты. Прикидываешь шансы. Если они велики – ставишь больше, если малы – меньше, вот и все. Телл держится в тени, меняет города, выигрывает и едет дальше. Постепенно открываются тайны его прошлого: он был солдатом во время иракской кампании и служил в тюрьме Абу-Грейб, под началом майора Гордо (Уиллем Дефо). Гордо опробовал там изощренную систему допросов, и мог «расколоть» даже тех, кто, подобно боевикам, не реагировал на пытки. Прошедший подготовку, способную повредить психику любого человека, Телл затем был обвинен в издевательствах над заключенными и отмотал немалый срок в американской тюрьме: разумеется, посадили стрелочников, когда, мягко скажем, «злоупотребления» вышли наружу. Телл — человек, которому не повезло, несомненно, обаятельный, почти раздавленный, с трудом удерживающий душевное равновесие. Можно считать карты. Можно окна соседнего дома справа налево или наоборот. Лишь бы не съехать с катушек. Даже тогда, когда встретятся призраки из прошлого: Гордо, теперь гражданский консультант, разъезжающий с лекциями, и сын сослуживца, предлагающий Теллу отомстить за покончившего с собой отца.
«Холодный (расчет)», очевидно, слово-антиподфильму. Все, что здесь не распадается, не полыхает, не превращается сразу в пар вечных вопросов – это обрамление, конструкция: четкая драматургия, линейный нарратив с такой старомодной деталью, как голос за кадром, декоративность пространства, будто пришедшего из эстетически комфортных, дизайнерских 70-х. Все это сосуд, позволяющий сфокусировать внимание на предмете интереса: герое, которого пожирает травма. В момент, когда мы только взглянули на главного персонажа, срабатывает ноу-хау Пола Шредера: умение создать особый саспенс, иллюзию присутствия внутреннего человека, напряженного донельзя сознания. Искушенный в наблюдении над телом и психикой homo sapiens, режиссер выбирает актера-партнера, такую же умную плоть. На роль в «Холодном расчете» он пригласил Оскара Айзека, которого несколько лет назад пробовал на роль в картине «Иезуит», и с тех пор намеревался с ним поработать. Изучение литературы по психиатрии было одним из пунктов подготовки к роли (книге эксперта травматического стресса Бесселя ван дер Колка «Тело помнит все» – особые рекомендации Шредера), но у витального латиноамериканца Айзека нет страсти к медицинской точности. Он строит роль на полутонах, все время лишь намекая, приглашая в глубины переживаний несчастного и привлекательного Телла. Следуя за перипетиями сюжета, авторы рассуждают о том, что у человека всегда есть шанс, и никаких гарантий того, что лучший исход случится. Но это к слову. Главное – ни на секунду мы не выпускаем из виду того внутреннего человека в ловушке выбора, чувствуя, как это бывает: стоять на ветру.
Любопытно, что критики отнеслись к фильму сдержанно. Все выразили уважение к автору, искренней увлеченности творением не наблюдалось. К фильму есть вопросы, разного порядка. Один из них связан с актуальностью формата, с тем, как функционирует теперь нарратив, рожденный в порыве бунтарства и переустройства мира в конце 60-х – 70-е; для зрителей разной насмотренности он требует разного погружения в контекст. Второй – неизбежно сравнение Шредера, и не в его пользу, с Мартином Скорсезе; он столь же близок к мучительному переживанию вины и ответственности человека, обостренному, в том и другом случае, строгим религиозным воспитанием. И все же мало кто так твердо и просто привлекает внимание к вечным моральным проблемам.
О фильме:
Для Шредера органичен линейный нарратив, старомодный формат психологической драмы, его фильмы логоцентричны. Уместно вспомнить, что он начинал как кинокритик, и подающего надежды автора активно продвигала знаменитая Полин Кейл, которая, как полагают, понимала в кино только то, что рассказано словами.
Особая декоративность кадра в картинах режиссера, возможно, восходит к юношеским урокам Шредера, который многое вынес из общения с американским классиком, архитектором и дизайнером Чарльзом Имзом. Интересно, что на «Холодном расчете» Шредер, уже не в первый раз, работал с оператором Александром Дайнаном, который, помимо художественного и документального кино, работает в фэшн-индустриии сотрудничает с Burberry, Calvin Klein, Prada, Louis Vuitton и Maibelline.
Роль Кёрка, юноши, который побуждает Телларасправиться с майором, играет Тай Шеридан, снимающийся с юного возраста (начинал в «Древе жизни» Терренса Малика) и теперь весьма популярный. Некоторые считают, что он лучший актер в этом фильме, но автор текста не согласен: просто он делает больше движений и плачет в кадре. А роль Тиффани Хеддиш (игорный агент ЛаЛинда) действительно необычна: известная комедийная актриса с успехом дебютирует в драматической роли. Один из ее забавных капризов во время съемок: она отказалась носить предложенную ей безвкусную одежду и подчеркнула некоторую вульгарность своей героини тем, что носила в кадре вещи на размер меньше.
ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ / THE CARD COUNTER
Дата релиза в России: 23 сентября
Жанр: триллер
Режиссер и сценарист:
Пол Шредер –номинация на Оскар; Таксист, Бешеный бык, Скорбь, Дневник пастыря, Последнее искушение Христа, Воскрешая мертвецов, Дневной свет, Мисима: Жизнь в четырёх главах
В главных ролях:
Оскар Айзек – премия Золотой глобус;Звездные войны: Пробуждение силы, Звездные войны: Последние джедаи, Звёздные войны: Скайуокер. Восход, Самый жестокий год, Внутри Льюина Дэвиса, Драйв, Люди Икс: Апокалипсис, Из машины, Ван Гог. На пороге вечности, сериал Покажите мне героя
Уиллем Дефо – три номинации на премию Оскар, премия Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль;Взвод, Тень вампира, Английский пациент,Человек-паук, Антихрист, Отель «Гранд Будапешт», Проект «Флорида», Убийство в Восточном экспрессе, Голос люкс, Аквамен, Ван Гог. На пороге вечности
Тай Шеридан – Первому игроку приготовиться, франшиза Люди Икс, Мад
Тиффани Хэддиш – премия Primetime Emmy; Улетные девочки, Вечерняя школа, Гламурные боссы, Адская кухня
Конкурсная программа 78-го Венецианского международного кинофестиваля