@Нина Спутницкая о победителях Открытого фестиваля анимационных фильмов.
В этом году программа Суздальского фестиваля анимации была на редкость богата, разнообразна и почти каждый фильм, отмеченный призами и дипломами, представляет отдельную перспективную тенденцию.
Лучшие анимационные работы (фестиваль проходил в Суздале с 13-18 марта) выбирало профессиональное жюри в двух составах. В жюри конкурса авторской анимации вошли: режиссер, сценарист и художник Сергей Алибеков, режиссер анимационного кино Степан Бирюков, продюсер игрового и анимационного кино Арсен Готлиб и режиссер анимационного кино Оксана Черкасова. В жюри конкурса коммерческой анимации вошли: режиссер, актер и креативный продюсер компании Disney в России Владимир Грамматиков, программный директор Российского кинорынка Екатерина Бордачёва, а также председатель правления киностудии «Союзмультфильм» и председатель правления Ассоциации анимационного кино Юлиана Слащёва.
Гран-при Суздальского фестиваля получил короткометражный фильм «Суета сует» режиссеров Алексея Туркуса и Алексея Шелманова, выполненный в технике компьютерной перекладки. История сватовства старшего брата рассказана от третьего лица — от имени ребенка. Поэтому любимый режиссером, ныне очень трендовый, жанр документального интервью – это фантазийный монохромный мир разбавленный мотивами живописи М. Шагала. На картине использовалась богатая музыкальная фактура: еврейская народная музыка, фрагменты произведений Ж. Массне, Ю. Фучика, Г. Хоманна, М. Блинкова. Специальным призом «за безукоризненную выразительность» был награжден фильм «Джон Боттом — неизвестный солдат» режиссера Алексея Дёмина.
Но особенно порадовали победы молодых авторов.
«Доброе сердце» Евгении Жирковой (киностудия «Союзмультфильм») – теплая история о семье исполнена углем на картоне. В ней царствует женщина – угрюмая хранительница очага, под бдительным взором которой находится сердобольный сынок и отчаянный глава семьи – завоеватель и защитник крова. но ограниченное семейное пространство наполнено жизнью-движением случайных прохожих: ежиков, щенка, кота, мамонта, змеи – всех тварей божих, примеченных мальчуганом и приручённых хозяйкой. Смеховой эффект основан и на ритмической организации, ярких характеристиках типажей, а также на фантастическом допущении: действие бытовой семейной комедии локализовано в доисторической эпохе, в семье первобытной. Этот тонкий и точный пятиминутный фильм о любви получил диплом в категории «за лучший фильм для детей» и диплом по итогам зрительского онлайн голосования.
Лучшим студенческим фильмом была названа замечательная работа «А как наши и космонавты» (киностудия «Союзмультфильм») Галины Голубевой, остроумно обыгравшей элементы трендового жанра документальной анимации: звуковая фактура архивных записей-воспоминаний Юрия Гагарина вплетена в фольклорные песнопения и ритмы. Но документ «пластилинового интервью» рождает выразительную визуальную мелодию, в которой удивительно точно и органично соседствует этника и мифологемы советской эпохи. Последние безжалостно трансформируются: высвечивается их фольклорная природа, созвучие их языческой космологии. Три космонавта отправляются в космос на ракете-церки. Заимствования из жостовской живописи и дымковской игрушки, фактура плетенного полотна, эстетика лубка и здоровый юмор превращают лаконичное шестиминутное действо в яркое произведение, альтернативное официозным игровым фильмам-одногодкам «А как наши космонавты» — «Время первых» и «Салют-7».
«Первый гром» («Урал-Синема») Анастасии Мелиховой — нежная поэтичная акварельная музыкальная фантазия исполнена в традициях екатеринбургской школы. Сюжетно она перекликается с «Кулемой» Оксаны Черкасовой, но здесь меньше этнографии, перед нами разыгрывается девчачья инициация – пробуждение как путешествие в фантазийный мир, в мир особенных цветовых и ритмических регистров. Работа победила в конкурсе дебютных фильмов.
Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм был вручен «Теории заката» Романа Соколова, который начинается как элегичный фильм об одиночестве маленького человека, эдакого повзрослевшего телепузика, но по ходу развития сюжете – от встречи с «человечным» солнцем возникает и новая ритмическая структура, и цветовая, и персонажная: кадр посещают забавные характерные персонажи и закат и восход жизни человеческой перестают быть катастрофой, а история превращается в умное и бодрое кино о смехотворности мифологем культурных. Отрадно, что эта работа получила и Приз Гильдии кинокритиков и Приз мэтров имени А. Татарского.
«Охота» режиссера Алексея Алексеева, выполненная в технике 2D-компьютерной анимации, рассказывает о круговороте персонажей и функций во время охоты. По-настоящему смешная история о ритуалах удостоена специального приза с формулировкой «за великую охоту к анимации».