обзоры

Краткий курс женского бунта

Новый фильм Греты Гервиг «Маленькие женщины» о писательском мастерстве, женской доле и эмансипации вышел в американский прокат 25 декабря. Российские зрители увидят картину 30 января

@Лидия Кузьмина

Мировая премьера картины Греты Гервиг «Маленькие женщины» состоялась в Рождество, рифмуясь с зимним снегом и новогодним настроением. Действительно, костюмная любовная драма, как бокал вина или свидание, подходит зимним романтичным вечерам.

LITTLE WOMEN

Интересно, что когда-то и «Унесенные ветром» вышли в прокат в канун Нового года (кстати, ровно 80 лет назад), и воспоминание о них не случайно. Знаменитый роман Митчелл, как и «Маленькие женщины» Луизы Мей Олкотт, повествует о неординарных женских натурах, чья жизнь пришлась на  грозную историческую эпоху. Если Митчелл воспроизводила Гражданскую войну в США по воспоминаниям своих предков и архивам, то Олкотт была современницей событий, и первым печатным опусом писательницы стали ее письма родным из госпиталя – во время военных действий она там работала медсестрой. Роман «Маленькие женщины», повествующий в романтическом ключе о жизни ее семьи, вышел в 1868 году, и с тех пор остается бестселлером. И дело, разумеется, не в войне, а в пресловутом духе эпохи, который чувствуется тем острее, чем более личную историю нам предлагают.

Режиссер фильма Грета Гервиг мечтала сделать эту картину. Она помнит книгу с детства, и, что называется, однажды открыв, с ней не расставалась. Во многом она идентифицирует себя с главной героиней Джо – отважной девушкой, которая хочет идти своей дорогой в мире мужчин и осуществить мечту: стать писательницей. После успешного полнометражного дебюта «Леди Берд» (2017) Гервиг получила возможность экранизировать «Маленьких женщин». И именно потому, что роман ей близок, фильм вышел не программным, а   живым, полным воздуха, старинного шарма и захватывающих и очень понятных эмоций молодых девушек. Героини органично существуют в своей эпохе, но могли бы жить и сейчас.

LITTLE WOMEN

Вероятно, понимание романа как истории универсальной дает режиссеру свободу в ощущении времени, в фильме она почти незаметно пересекает грань между прошлым и настоящим, как бы говоря: и сейчас все это живо, актуально. Не отступая от буквы романа, она находит способы сделать его более динамичным. Скажем, один из важных приемов – Гервиг отказалась от линейной структуры литературной основы, и выстроила историю как ряд флэш-бэков: Джо (Сирша Ронан), принесшая рукопись в издательство, вспоминает прошлое, видит сны, перескакивает с одного события на другое. Портрет эпохи остается красочным и реалистичным, но в нем появляется экспрессия, отсылающая одновременно к грозным ритмам XIX века и стремительной современности.

В воображении Джо оживает усадебная жизнь в провинциальном поместье или суета многолюдного и еще грязного Нью-Йорка. Она и три сестры живут с мамой и ожидают вестей от отца, ушедшего на войну. Воспитанные необычной женщиной (прототипом послужила мать Луизы Мей Олкотт, бывшая активной суфражисткой), они задумываются о том, чем хотели бы заниматься, не оглядываясь на условности. Впрочем, не меньше их мысли занимают молодые люди, живущие в соседнем поместье – беззаботный повеса Лори (Тимоти Шаламе) и его гувернер (Джеймс Нортон), безуспешно обучающий подопечного наукам.  Старшая Мег (Эмма Уотсон) мечтает стать актрисой, но, кажется, выберет семейное счастье с гувернером. Хрупкая Бесс (Элайза Сканлен) прекрасно музицирует, но у нее слишком слабое здоровье, и она грустна и иногда думает о смерти. Смешливая Эми (Флоренс Пью) будет художницей. Она не сводит глаз с Лори, но тот видит только Джо. Джо еще не решила, как поступить, и, с последовательностью порывистой девушки, то отказывает в ответ на предложение, то пишет любовное письмо…  

LITTLE WOMEN

Юность сестер омрачает вечное безденежье, и целая драма разыграется из-за куска зеленого атласа, который купит Мег, поддавшись настроению. Мотивы материальных тягот и ограниченных возможностей женщин звучат в картине рефреном. Выстраданный феминизм, страстные порывы героинь следовать своей природе и способностям то и дело сталкиваются с общественным мнением и незыблемыми основами повседневной жизни. То монументальная тетушка в исполнении Мэрил Стрип о них напомнит: она  вынуждает своих племянниц выйти замуж по расчету. То издатель, наверняка передовой по тем временам господин, на этот счет просветит. К примеру, хорошо зная литературные запросы того самого общества, которое для Джо уже слишком старо, он поучает ее: «Героиня в конце обязательно должна выйти замуж. Ну или умереть. Других вариантов нет». Джо обычно сидит напротив, привлекательная девушка, живая, в чем-то необычная, и прячет руки в пятнах чернил. В продолжающемся поединке традиций и внутренней потребности в самореализации  фрагменты с участием Джо особенно хороши: актриса создает настолько привлекательный образ мятежной натуры, что само по себе это свойство витает в картине, передавая дух и романтические настроения времени.

«Выйти замуж или умереть», наверно, и сегодня вполне годится как шутка на предмет мужского шовинизма. Хотя сами почтенные персонажи фильма, конечно, отдают нафталином – просто потому, что ушли с исторической сцены вместе со строгим гендерным распределением ролей. А вот героини  совсем не постарели, не утратили красоты и жажды жизни, которая лишь добавляет им женственности. Даже кажется, эти здоровые девушки не умерли, а шагают сквозь время, и где-то рядом мелькает их силуэт. Просто автор их хорошо понимает, ей ясен и внутренний смысл, и трудности того, что называется поиском своего пути. Поэтому, обратившись к роману, она создала    деликатный и красивый фильм о времени, когда родился феминизм. В нем и оммаж тем, кто был в начале, и желание собрать вместе всех своих.

LITTLE WOMEN

МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ / LITTLE WOMEN

Студия: Columbia Pictures

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Грета Гервиг («Леди Бёрд»)

В ролях: Мэрил Стрип, Сирша Ронан («Леди Бёрд», «Две королевы»), Эмма Уотсон (франшиза о Гарри Поттере), Тимоти Шаламе («Красивый мальчик», «Назови меня своим именем»), Луи Гаррель («Мечтатели», «Молодой Годар»), Лора Дерн (телесериал «Большая маленькая ложь»), Флоренс Пью («Солнцестояние»), Крис Купер («Патриот», «Адаптация»), Джеймс Нортон («Коматозники», телесериал «Война и мир»), Элайза Сканлен (телесериал «Острые предметы»)

Прокатный рейтинг: 12+

Формат: 2D

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *