Нина Спутницкая, член жюри анимационной программы фестиваля «Окно в Европу», кратко о представленных на конкурс фильмах и тенденциях российского анимационного кино
Нина Спутницкая, член жюри анимационной программы фестиваля «Окно в Европу», кратко о представленных на конкурс фильмах и тенденциях российского анимационного кино. В достаточном количестве смотр представил универсальные по языку работы для совсем юного зрителя. Незатейливый сюжет реализуется благодаря удачно подобранной музыкальной составляющей в фильмах «Отчего вода в море соленая» Натальи Наумовой, «Сиреневый час» Юлии Лис. «Мальчик из талого щелья» обращен к сказочной традиции, а «Темный лес» Татьяны Петровой и «Сокровище» Марии Резниченко вдохновляются детским городским фольклором. О проблеме диалога поколений рассказала анимация «От греха подальше» Екатерины Паршиной, обратившейся к сюжету любви подростка к инопланетной Другой. Христианскую символику автор переосмыслила в образах космонавтов. «Сердце океана» рассказывает об одиночестве в техногенном, механизированном мире рыб.
Четко прослеживается в работах молодых авторов мотив запрета на протест. В дерзком, искрометном, наполненном цитатами на авангард «Rock&Frogs» Элины Сибгатулиной, Екатерины Стерховой и Полины Андреевой студент пытается бороться с хамством, но «внутренняя лягушка» лишает его возможности высказаться. Фильм о странствиях детской души «Зеленое» Кати Милославской решен в спокойной манере, отсылает к мотивам мандалы и грешит отсутствием сюжета.
Алфавит аниматоров, к сожалению, ограничен: монструозное в ряде работ связано с вариациями образа демогоргена из популярного сериала Netflix «Очень страшные дела», который продемонстрировал эффективную работу с ностальгией. По-прежнему популярна эстетика фильмов Ивана Максимова, но авторы обращаются к ней ради цитаты, без творческого огня, мысля требованиями фестивальной конъюнктуры.
Трогательная ручная анимация «Вернись ко мне на полку» Марины Зинкевич, посвященная теме вечных сентиментальных образов, работает с метафорой потайных полочек в сердце, а «Когда выпадет снег» Екатерины Асриевой и «Вчера мне было девять лет» Тимофея Скисова — обращаются к конкретным периодам истории, в которые вписано детство лирического героя. Поэзия воспоминаний в них тесно сплетена с безжалостным миром реалий взрослого мира. Теплый мир этих фильмов выстроен из мягкого фетра, ваты, разнообразных звуковых фактур.
Особое внимание уделяется аниматорами теме внутренней эмиграции, которая в принципе всегда была близкой российской анимации, а сегодня оказалась особенно актуальной и находит различные способы реализации: бегство в детство, в детскую литературу, в фольклор, в страшную сказку, собственные воспоминания, пространство мандалы. Перед зрителем предстали не только сказки, но истории инициации, работающие с фрейдовским жутким.
Приятно наблюдать работы авторов, готовых работать с объемными объектами, необычными фактурами, обращение к сложным литературным образам. При этом особенно хочется отметить извлечение из наследия классиков не хрестоматийных текстов, не отклики и эхо на юбилейные мероприятия, а смелость и решительность в привлечении малоизвестных текстов — в оборот вводятся «Бездна» Леонида Андреева, «Кроткая» Федора Достоевского, «Спать хочется» Антона Чехова. И если первые две работы остаются на территории упражнения, то Игорь Волошин в извлекает из чеховской прозы образ тотального оцепенения.
Хотя в этом году есть и досадные конвейерные работы и кальки с работ мастеров. Особенно досталось Александру Пушкину. И ладно сделана, но совершенно беспомощна попытка рассказать сказку «Руслан и Людмила» Матвея Лашко. Авторы потрудились вплести в сюжет ритмы мандалы и древнерусские орнаменты, насытить действо гэгами и свести на нет стихотворный (и вообще какой бы то другой) текст. Но главный просчет — в драматургии и решении главных образов.
На первый взгляд свежа, искрометна и лаконична «Ссылка» (анимационная студия «Фродо») — фантазия о встрече поэта и художника Резо Габриадзе, но она калькирует картину «Наступила осень» (1999) Екатерины Соколовой, поставленной по мотивам книги Андрея Битова и Резо Габриадзе «Трудолюбивый Пушкин» и по рисункам Габриадзе.
Анимация дарит возможность откровения, и приятно когда авторы не увлекаются формальными поисками, а достигают исповедальной интонации. Следует констатировать, что молодые аниматоры сегодня испытывают проблемы с насмотренностью, которую ранее обеспечивали зарубежные фестивали и просмотры на интернет-платформах. Также на поверхности — проблемы с актерской игрой: крайне редко персонажи отличаются пластической выразительностью и еще реже — имеют свой уникальный речевой портрет.
Диалог поколений – не всегда рождает оригинальные сюжеты, но сегодня он особенно актуален и все-таки находит интересные формы. Искрометна работа Алексея Игнатова «Не включайте свет», выстроенная на монологах детей, стилизованном под модернизм 1920-х гг. стихотворном тексте, она открывает не только завесу в образы советского прошлого, но подводит к обобщенным образам детства — универсальным переживаниям, будням в одеждах небылиц. К языку авангардного плаката и водевилю периода НЭПа обращается Полина Волкова в стильной и лаконичной экранизации рассказа Михаила Зощенко «Поиски возлюбленной».
Эмиграция авторов порождает сюжеты, не только внутреннего побега, но пронзительные истории о диалоге поколений, которые переживаются авторами в режиме настоящего времени. Но не только этим примечательна работа Марии Савенковой «Дождь-подросток»: ритмичные будничные ритуалы, звуки телевизора и шумы улицы выстраивают бесконечные преграды, рисуют по-настоящему болезненную разлуку близких людей, ощущение призрачности настоящего.
Александр Храмцов, отмеченный главным призом конкурса за фильм «Ручей, бегущий в горы», бережно, с юмором воспроизвел сюжет о вечном возвращении к истокам. Образ собачьей верности, тема дочернего долга, самостийности и едва намеченная сюжетная канва, отсылающая к прозе Фазиля Искандера и теме вечного противостояния культур города и села, напоминают аудитории, что анимация — искусство о вечном, искусство стремительного и точного росчерка, пульсирующей эмоции, невыразимого словами чувства.
В трогательном фильме-дебюте «Эра», показанном на фестивале в рамках программы «Выборгский счет», прикованный к креслу юноша — сын героини — жив пока смотрит мультики, преимущественно советские. Надеемся, что этой возможности нас никто не лишит. Иначе детям новой эры не найдется убежища в искусстве анимации.