Текст Максима Казючица о фильме Эсфири Шуб «Страна родная» (1942) для проекта Музея кино «Фильмы Великой Победы» — кинопоказы советских кинокартин, созданных в годы Великой отечественной войны. «Страна родная» в полной мере продолжает традиции художественного монтажа, сформированные в 20-е годы и обогащенные режиссером в период звукового кино.
@Максим Казючиц
Эсфирь Ильинична Шуб – одна из ярких фигур в истории российского и мирового кино. Выпускница в прошлом Высших бестужевских курсов, в новой, Советской России она нашла свое истинное призвание. Вместе с Дзигой Вертовым, Львом Кулешовым, Сергеем Эйзенштейном Шуб стоит у истоков искусства киномонтажа.
Ее первой крупной работой, определившей стиль и вектор творческих поисков, стал знаменитый фильм «Падение династии Романовых» (1927), где монтажно в единое художественное пространство были соединены разрозненные киноматериалы о жизни России и кинохроника царской семьи. В теоретическом смысле взгляды Шуб были близки творческим поискам КИНОКов во главе с Дзигой Вертовым, и прежде всего работа исключительно с документальным материалом без привлечения актеров.
В годы Великой отечественной войны Шуб плодотворно работает. Созданный в 1942 году художественно-документальный фильм «Страна родная» в полной мере продолжает традиции художественного монтажа, сформированные в 20-е годы и обогащенные режиссером в период звукового кино. Кинокартина была приурочена к «25-летию великой октябрьской социалистической революции». Однако в руках режиссера во многом плановая кинолента приобретает иную перспективу и масштаб.
Композиция фильма состоит из трех частей. Первая охватывает сложный период пореволюционной России и Гражданской войны. Вторая посвящена предвоенному десятилетию 30-х годов. Наибольшая третья часть — Великая отечественная война. Хроникальным кадрам наступающих немецко-фашистских войск противопоставлены материалы, снятые в шахтах, на сталелитейных и машиностроительных заводах, люди, без устали добывающие и кующие метал во имя победы, связанные закадровым комментарием Юрия Левитана. Слова песни и дикторский текст были написаны знаменитым писателем и поэтом Константином Симоновым. Особо выделена блокада Ленинграда. Здесь среди хроникальным материалов о героической обороне города можно встретить и кадры мирной жизни, на которых запечатлен Дмитрий Шостакович за работой.
Контрнаступление советских войск монтажно сталкивается через титр «В освобожденных местах» с кадрами зверств немецких захватчиков, которые завершаются в кульминационной точке — фрагменте синхронной записи односельчанки, рассказывающей о героической гибели партизанки Зои Космодемьянской. Вера в победу простого народа, подкрепленная неустанной работой деятелей науки и культуры на благо страны. Так завершает свой фильм Эсфирь Ильинична Шуб, внесшая свою важную лепту – творческий метод и колоссальную практику, способные превратить хроникальный киноматериал в емкий художественный образ родной страны.