Социальная драма итальянского режиссера Клаудио Джованеззи «Пираньи Неаполя» (Серебряный медведь за лучший сценарий) выходит в российский прокат 25 апреля.
@Нина Спутницкая
Обладатель «Серебряного Медведя» 69-го Берлинского кинофестиваля «за лучший сценарий» «Пираньи Неаполя» (прокат в России — компания «Вольга») — пример добротной остросюжетной социалки. Фильм исполнен в традиционном ключе: семья-любовь-дружба — три кита, три главные ценности для пятнадцатилетнего юноши, с легкостью ступающего на путь криминала.
В районе Санита, где герой живет вместе с матерью-прачкой и младшим братом, спасу нет от мафии, крышующей мелких торговцев. Еще недавно власть здесь держал клан Стриано. Герою «Пираний…» удается сблизиться с наследниками утратившего могущество клана, а потом также легко завоевать расположение их противников. Природное чутье и дерзость позволяют ему легко маневрировать и преступать границы внутри запутанного мира мафии. Он находчив, мобилен и обаятелен. В считанные месяцы ему счастливо удается, едва начав карьеру в криминальном бизнесе, сколотить собственную команду и почувствовать себя романтическим разбойником, освободившим родной квартал от поборов мафиози. Однако сказки о социальной справедливости не случится.
Фильм Клаудио Джованеззи предлагает зрителю полную опасностей экскурсию по самым опасным закоулкам Неаполя. Здесь не без иронии разыгран сюжет о «скромном обаянии» мафиозных структур и со всей серьёзностью воспроизведена история первой любви, полная романических штампов, а величественные своды барочных сооружений вкупе с каменными лабиринтами криминальных районов служат эффектной проекцией внутренней драмы героев. Но, едва прикоснувшись к миру блеска и нищеты, побывав в итальянской опере, на свадьбе, прикупив модные кроссы и куртки, подростки без тени сомнения ввязываются в самую опасную игру. А зритель оказывается в плену динамично выстроенной истории взросления — истории обреченных убивать подростков.
Никто из мальчишек не читал ни сценарий, ни роман, по мотивам которого он написан. Они не должны были знать заранее, каковы будут последствия их действий. Нашим актерам предстояло пережить все эмоции своих героев день за днем с самого начала и до конца. Им нужно было пройти этот путь самим: рождение братства, амбиции, завоевание власти, иллюзия всемогущества, неотвратимые последствия их криминальных поступков, невозможность отмотать события назад и — в конечном итоге — поражение, — говорит Клаудио Джованеззи.
В фильме есть все для удачного проката в России, где платежеспособная аудитория еще очень хорошо помнит о лихих 90-х с их дикими обычаями вроде конкурсов красоты в элитных барах и живо реагирует на жанровые элементы криминальной драмы. И хотя подростки Неаполя уже живут в мире сэлфи и Инстаграма, лучшей игрушкой для них служит огнестрельный ствол.
Сценарий «Пираний Неаполя» написан по одноименному бестселлеру писателя и журналиста Роберто Савьяно, не понаслышке знающего криминальный мир. Ему, уроженцу Неаполя, выпускнику философского факультета Неаполитанского университета, не было и тридцати, когда в 2006 году мафия вынесла писателю смертный приговор за книгу «Гоморра» — беспощадную документальную драму в подробностях излагающую устройство криминального мира. Сегодня Роберто Савьяно вынужден жить под круглосуточной охраной Министерства внутренних дел Италии.
В его истории о малолетних преступниках нет назидания, нет выхода. И именно это ощущение безысходности, умело вплетенное в казалось бы очень традиционное, выстроенное по всем законам жанрового кино повествование, привлекает к фильму интеллектуальную аудиторию.
Дата релиза в России: 25 апреля 2019 года
Прокат в России — компания «Вольга»
Режиссер и сценарист:
Клаудио Джованнези – Цветок, У Али голубые глаза, Дом на облаках, 9х10 девяносто, сериал Гоморра
Сценаристы:
Роберто Савьяно (Гоморра, ZeroZeroZero, Татанка, сериал Гоморра)
Маурицио Брауччи (Гоморра, Чёрные души, Пазолини, Реальность, Татанка, Прекрасная и потерянная, Малая Родина, Перерыв)
В главных ролях:
Франческо Ди Наполи, Артем Ткачук (Ar Tem), Вививана Апреа, Паскуале Маротта