bol i slava
обзоры

ЧТО ГЛОЖЕТ САЛЬВАДОРА МАЛЬО: Боль и Слава Педро Альмодовара

Компания Вольга представляет в России конкурсанта и обладателя одного из главных призов 72 МКФ в Каннах — «Боль и славу» Педро Альмодовара, который позволит снова вспомнить, что кино это искусство и не всякое авторское высказывание сегодня конъюнктурно, — считает

@Нина Спутницкая

Альмодовар снова снял фильм, пространство которого не хочется покидать. Прием: кино в кино сработал безотказно.

Главный герой — переживающий творческий кризис режиссер, безусловно, напомнит героя Феллини из «8,5». Примерно в одном регистре с Мастрояни работает и Бандерас, блестяще, на полутонах вычерчивая перед зрителем историю творца, мечущегося в поисках своей истории. На этом всех сходства заканчиваются. Здесь почти нет и социальной критики, как в автобиографичном «Дурном воспитании», который кажется частью исповедальной трилогии Альмодовара о кинорежиссерах.

Чувственный, элегичный, сочный и ироничный «Боль и Слава» начинается как повествование о всех оттенках боли, но заканчивается трогательной и вместе с тем ироничной сценой. Невероятно простой и по-своему неожиданный финал.

Первый кадр картины, где герой Бандераса – Сальвадор Мальо —  притаился под водой – есть ключ к повествованию. Ибо это  человек, выжидающий, готовый все-таки снова вынырнуть, потому свою историю Альмодовар слагает как самостоятельный и осознанный путь к себе.

Надо заметить, Сальвадор  для маститого режиссера весьма неискушен в любовных делах и других богемных удовольствиях: тяжелые наркотики он пробует, переступив шестой десяток; в его жизни был один страстный роман и долгая трепетная связь с матерью. Именно эта история, разыгранная Пенелопой Крус и Хульетте Серрано, прорисованная со вкусом и тщанием, отодвинет на задворки артистической богемы мелодраматический сюжет о любовнике-наркомане, с которым герой Бандераса без сожаления расстается на пути к «той самой» истории, на пути к истокам своего творчества.

«У меня было впечатление, что эти импровизированные сцены говорили больше обо мне, о моих отношениях с родителями, с Ла-Манчей и местами, где прошло мое детство и юность… больше, чем я мог об этом рассказать за всю мою жизнь» — делится режиссер.

Расследование бэкграунда героя чувственно и колористически богато. Альмодовар выбирает в качестве ведущих цветов белый и красный. Первый играет роль фона, оттенки второго несут декоративные функции. Так разыгрывается противостояние сюжета и страсти, жизни и искусства, закономерности и детской тайны.

Автор стремился сделать акцент на той печальной темноте, в которую погружен главный герой, и просил у оператора (Хосе Луису Алькайне) использовать определенную глубину фокуса, чтобы фон и элементы интерьера мадридской квартиры Сальвадора были как можно более четкими, создавали визуально эффект подавленности персонажа Антонио Бандераса, подчеркивали его изоляцию от мира внешнего, пышущего жизнью и красками.

Это восьмой по счету фильм, в котором Антонио Бандерас работал с Педро Альмодоваром, и шестой, где он снимался с Пенелопой Крус.

«Я считаю, это лучшая роль Антонио со времен картины «Свяжи меня!». Фильм «Боль и слава», с моей точки зрения, — его актерское возрождение, начало новой эры. Надеюсь, все поймут меня правильно. Антонио по-прежнему один из самых замечательных актеров, умеющих слушать и подстраиваться под актерскую игру своих партнеров в кадре. Однако в этом случае огонь в его глазах шел из глубины души. Он воодушевлял всех, кто наблюдал за его актерской игрой день за днем. Я настоял, чтобы в этой роли он не был похож на другие свои амплуа, потому что настроение его героя в фильме «Боль и слава» диаметрально отличается от бравады персонажей, которых он играл ранее. Антонио — проникновенный и проницательный актер, владеющий впечатляющей палитрой жестов. Он способен справиться с самыми трудными персонажами и не боится рисковать.

 

Роли Пенелопы всегда олицетворялись у меня с эталоном испанской женщины. Хотя, скажем, в фильме «Боль и слава» ее роль матери отличается от той, которую она сыграла в картине «Возвращение» В обоих фильмах она убедительно смотрится в роли крестьянки, способной бороться и выживать, однако ее героини жили в разное время. В «Возвращении» она сыграла современную мать, а в фильме «Боль и слава». — женщину послевоенной эпохи. Хасинта бедно одета, волосы растрепаны. Невольно вспоминается мать всех матерей Софи Лорен. Однако и в картине «Боль и слава» героиня Пенелопы борется за выживание изо дня в день, как и все женщины того поколения. В ее поведении чувствуется какая-то тихая горечь, что-то сродни унижению. Пенелоп сыграла эту особенность поведения очень деликатно, не прибегая к жестикуляции. Я знаю таких женщин, я вырос в их обществе.

Фильм смотрится, что называется, на одном дыхании, потому как режиссер выстраивает возврат в прошлое через череду по-своему забавных испытаний в настоящем: знакомство с героином, преодоление недуга, встреча с прошлым – разбавляя путешествие юмористическими вставками, анимацией и чудесным музыкальным оформлением.

 

 

 

 

red

One Reply to “ЧТО ГЛОЖЕТ САЛЬВАДОРА МАЛЬО: Боль и Слава Педро Альмодовара

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *