обзоры

Анимация 30-го «Сталкера»: права детей в нарисованном мире

На завершившем свою работу 30-м, юбилейном международном кинофестивале «Сталкер» была представлена программа анимации. Обзор Нины Спутницкой  

@Нина СПУТНИЦКАЯ

Одной из ключевых тем анимационного конкурса этого года стала тема прав детей. «Необыкновенная история одного льва» (ООО «Юпитер XXI») Оксаны Холодовой на языке детской анимации затронула тему политкорректности. Детеныш льва усыновлен семьей овец и принят отарой с некоторым снисхождением,  непосредственно озорной ребенок, он  шокирует нормативных представителей нормативного коллектива. Но когда он подрастает, ему придется вступить в серьезные диалог и отстаивать свое право на самоопределение, тогда как старейшины настаивают на том, что необходимо всячески изживать из себя «львятину» и не отбиваться от стада.  Блокадное детство легло в основу фильма «Кума» Василия Васильева, отсылающего зрителя к образам Марка Шагала, и Трауготов.  Цикл «Блокадные судьбы» (Gamma-film) был представлен на конкурсе также фильмом «Шпиль» Марии Дубровиной.

Но самое беспощадное высказывание предложил Игорь Волошин в своем анимационном дебюте «Спать хочется» (студия «Паровоз»). Автор извлекает из ранней прозы Антона Чехова пугающий образ тотального оцепенения. В монохроме с аккуратным добавлением магического леденящего голубого цвета он создает по-настоящему пугающий мир летаргии, дополняет историю мотивом впадающей в спячку землистого цвета толпы, в которой каждый способен на преступление.

Частная криминальная история о том, как тринадцатилетняя девочка задушила младенца — уже не только чеховская история не высыпающегося ребенка, сколько история болезни общества: деревню, в которой разворачивается история словно поражает пандемия сна и не в силах противостоять этому вирусу мужественная главная героиня — сирота Варя. Волошин дает беспощадный диагноз современному обществу. Фильм получил спецприз журнала «Телекинет» «Без компромиссов».

(С) фотография ГИТР

Свежо и жизнеутверждающе прозвучала очаровательная картина «Большая» («Шар») Анастасии Чикерлан, которая поведала трогательную историю современной Ассоль. Ожидание чуда перебивается бурей, но находчивая героиня творит свою судьбу сама. И находит суженного под стать себе. Эта лаконичная история рассказана без вербального сопровождения как и  «Пока ты шел» («Шар») Марии Спириной — двухминутная картина, стремительная и остроумная, передающая томительное ожидание девушкой возлюбленного в шумном, быстро текущем городе. В этом же регистре работает Ангелина Гильдерман — автор изящной анимации «Хор» («Шар»), бег, шум мегаполиса, легкие карандашные наброски противостоят здесь плотному значительному миру академического театра. Здесь автор выступает тонким наблюдателем. Вообще, работы студии «Шар» серьезное внимание уделяют звуковой фактуре, что выгодно выделяет их в пестром ряду анимации года.

Эмиграция сегодня порождает сюжеты, не только внутреннего побега,  но пронзительные истории о диалоге поколений, которые переживаются авторами в режиме настоящего времени. Но не только этим примечательна работа Марии Савенковой «Дождь-подросток»: ритмичные будничные  ритуалы, звуки телевизора и шумы улицы выстраивают бесконечные преграды, рисуют по-настоящему болезненную разлуку близких людей — Дочери и Отца, ощущение призрачности настоящего. Неожиданная утрата семьи становится темой «Стены» Дмитрия Иванова (студия «Шар»), награжденной призом «за лучший анимационный фильм» ХХХ Фестиваля «Сталкер»).  Фильм выполнен в графической технике. Зрителя встречают обитатели серо-зеленой пустыни: жизнерадостные коробки, причудливые создания с телами из железных бочек и змееподобной головой. Безобидные, но вездесущие. Есть место в этой, периодически терзаемой смерчами, местности и человеку — господину в костюме, растерянному, мучимому жаждой.  Он пока еще уверенно ищет выход, согреваясь воспоминаниями о прошлом —  жене и дочери. И однажды засияет надежда: удивительная звезда озарит серо-зеленые тона пустыни, белым светом, задержится на стене. За графитового цвета преградой герою чудится иная жизнь: яркие осенние пейзажи, лавандовое поле. Но как выбраться из этого мира, за темную плоскую стену? Герой строит башню из бочек, но она прорастает живыми организмами. Однако когда выбраться все-таки удастся, вокруг окажется та же пустыня. Цветной мир призрачен. Лишь в случайных отверстиях, с подсказки звезды, а может под  воздействием напитка из причудливого колодца, герой видит жену и дочь как  часть чарующего, но пока недостижимого осеннего пейзажа. Он мечется в поисках выхода. Финал открыт.

Александр Храмцов в фильме «Ручей, бегущий в горы» (студия «Шар»), бережно, с юмором воспроизвел сюжет о вечном возвращении к истокам. Образ верности автор решает через изображение пса-горы: его любовь безгранична, он пожирает спасая, сопровождает в городских сценках, охраняет, даже устраивается работать дворником, словом — молчаливо служит героине и в награждение — возвращается с ней на родину. Тема дочернего долга, самостийности и едва намеченная сюжетная канва, отсылающая к прозе Фазиля Искандера и Сергея Довлатова, и теме вечного противостояния культур города и села, напоминают аудитории, что российская анимация — искусство о вечном, искусство стремительного и точного росчерка, пульсирующей эмоции, невыразимого словами чувства.

«Расцветшая зима» (Студия «1а») Александра  Бруньковского, посвященная Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра, — удивительная рождественская история возникшая из прозрачных воспоминаний, сияния снежинок и звона ледяного хрусталя.  Фабула: эпизод жизни семьи — развод давно расставшихся супругов, сюжет — реакция природы на озвученные сценки и разыгранные диалоги. Тема — метафизика расставания, умение людей открыть друг друга заново. Новеллу Гуэрры Бруньковский, дебютант в анимации, экранизирует в собственной авторской технике с использованием огромного количества разных слоев акварели, обработанных в цифре. Красочный мир, то дребезжит, то чарует статичным городским или загородным пейзажем, портретом, деталью. В результате создано ощущение недосказанности, призрачности, эфемерности обид и признаний. Герои общаются на языке оригинала с одноголосой озвучкой.  Он — автор графических романов, она — мать их детей. Он живет с другой, «слишком молодой», она — одна, но позади — страшная история, попытка изнасилования (но реальная это история или фантазия — остается решать зрителю). Их беседа превращается в прогулку к вечным образам: легенды Запада и Востока, шедевры архитектуры, сюжеты музыки и живописи, кино и фотографии. Больше они никогда не увидят друг друга. Их отношения останутся в кадрах комикса, затухнут в шелесте страниц беллетристики или вдохновят кинематографистов на поиски киноязыка. Картина получила специальный  диплом жюри фестиваля «Сталкер».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *