В рамках 32 кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге прошел мастер-класс режиссера Алексея Федорченко о самодисциплине и борьбе с мистификациями
@Нина Спутницкая
Продолжает свою работу 32-й кинофестиваль «Окно в Европу». В рамках традиционных программ игрового, документального кино и анимации, были представлены разнообразные фильмы, в том числе именитых авторов. Роман Каримов, Иван Иванов, Наталья Назарова представили свои новые работы. В жюри программы анимации, традиционно одной из сильных программ фестиваля, вошли композитор Марина Ланда, режиссер Светлана Филиппова, главный редактор «Телекинет» Нина Спутницкая.
Популярность пользовался и конкурс «Выборгский счет», где за фильм-лидера голосовала аудитория.
Не менее разнообразным был и традиционный блок воркшопов. Мастер-класс известного российского режиссера Алексея Федорченко не мог ни привлечь внимание. Режиссер подробно рассказал о секретах мастерства, как снимать фильм-исследования, а не мокьюментари.
Фильмография самобытного режиссера Алексея Федорченко богата и разнообразна, но критики и киноведы чаще всего представляют его в амплуа мистификатора — создателя собственного метода работы с документом в игровом кино. В жанре докрасследования Федорченко поставил три фильма, однако они прочно закрепили за ним статус авторитетного документалиста. Да и сам мастер, который на открывшемся фестивале председательствует в жюри неигрового кино, признался в особой любви к документу, что для него серьезное испытание — работать в жюри игрового кино, но удовольствие — войти в состав экспертов документального кино. «Я не делаю мокьюментари. Мои фильмы — не насмешка, не стеб, а стилизация», — пояснил Федорченко.
На встрече с участниками кинофестиваля мастер раскрыл секреты своей работы. Итак, кратко, что делает из Федорченко — Федорченко:
Импульсом для работы для режиссера всегда становится документ: архивный источник ли, биография ли, но достоверность образа выстраивается от фактуры. Так, пленка 1960-х гг. лежит в основе его новой картины «Новый Берлин» про тайну бункера Гитлера для полутора тысяч его соратников под толщей льда Антарктиды.
Полгода-год до написания сценария автор занимается научной работой. Каждый фильм, таким образом, это фильм-расследование.
«Игровое кино снимаю как документальное, и наоборот», — поделился режиссер.
Благодаря такому подходу игровые фильмы потрясают достоверностью, а в хронике реальной жизни начинает высвечиваться сказка, фэнтези: как в новой картине «Колбаса Митрофана Аксенова» — о забытом ученном, предвосхитившим поиски Вернадского. А игровую ленту «Новый Берлин» недавно отобрали на зарубежный фестиваль доккино.
Снимать фильм на десятилетия, а не на week-end.
Федорченко не озабочен окупаемостью своих фильмов и не тратит силы на борьбу с прокатчиком, больше доверяя зрителю. А он у Федорченко отзывчивый, тонкий, интеллектуально подкованный. Режиссер с особой теплотой вспомнил свои встречи и с зарубежным зрителем, подкупившем его эрудицией — в частности, с аудиторией показов в Варшаве и Сан Франциско.
Держать 5-6 фильмов в портфеле — замыслы разной степени свежести, ибо аппетит к проектам может неожиданно то успокоиться, то разгореться с новой силой.
Кроме того, на встрече режиссер вспомнил о своем экономическом образовании, отвечая на вопрос о фильме-исследовании недавнего прошлого Свердловской киностудии.
Мастер поделился планами постановки док сериала и идеей фильма о прототипах героя «Голова профессора Доуэля».
Кроме того, Алексей уже шесть лет пишет сказки о репрессированных ученных, которые позволяют осмыслить событие на конкретном источнике — жизни выдающегося человека. В ближайшее будущее он планирует издать на этом материале книгу.